Музей Библейских стран в Иерусалиме - это один из тех музеев, проходя по которому понимаешь, насколько евреи - древний народ. Давно канули в Лету древние огромные и мощные империи такие как Древний Египет, и Персия, и Вавилон, и Ассирия, и Древняя Греция, и Древний Рим, все наши соседи по Средиземноморью и Ближнему Востоку. Исчезли народы, которые владели этими местами. Только евреи - всегда небольшой народ, сумели сохранить себя до нашего времени.
Если иудаизм запрещал изображения, то другие религии, наоборот, поощряют их создание. Мы можем увидеть то, что видели вокруг себя наши предки у своих соседей или в своих путешествиях. Как выглядели наши соседи в древности, чем жили, кому молились - об этом рассказывает нам музей.
Как любой археологический музей, этот музей требует некоторой предварительной подготовки, посещений много раз, желательно с экскурсоводом.
Я пока была только один раз на полуторачасовой экскурсии, то есть пробежала бегом.
Но были древние образы, которые не дали мне пробежать мимо них. Они смотрели на меня из прошлого, а я на них.
Я их вам покажу.
Многие из них вполне могли бы поучаствовать в выставках современного искусства...
"Всадник". Центральная Анатолия, 2500-2000гг.д.н.э.
Надгробный памятник, изображающий сцену пира. Северная Сирия, 950-750гг.д.н.э.., новохеттская культура Базальт.
Памятник изображает мужчину и женщину, видимо мужа и жену, которые сидят друг напротив друга, и стол между ними. Мужчина держит в руках палку и колос. Женщина держит чашку и веретено. На столе горка плоских хлебов.
Все это обещало им благополучие после смерти.
"Богиня Хатхор поднимается с западной горы". Роспись на стене, по штукатурке. Египет, 1307-1196гг.д.н.э.
Саркофаг - не нашла табличку несмотря на все усилия.
Изображение человека с цветком (?), Север Сирии, базальт. 950-750гг.д.н.э., новохеттская культура.
Есть мнение, что это не цветок, а финиковая пальма. Но с табличками в музее сложно спорить.
Рельеф на цоколе жертвенника. Север Сирии, базальт. 1000-900гг.д.н.э.
Каменная гиря неизвестного происхождения. Третье тысячелетие д.н.э.
Бородатый мужчина-идол. Месопотамия. 2600-23100гг.д.н.э.. Известняк инкрустированный ляпис-лазурью.
"Лежащий бык". Месопотамия, 2500-2310гг.д.н.э.. Змеевик (серпентин)
Голова идола. Сирия, 2600-2350гг.д.н.э., алебастр.
Стоящая женщина, статуэтка. Север Сирии или Север Месопотамии, 2750-1900гг.д.н.э.. Глина.
Эти дамы настолько очаровательны и современны, что покажу еще одну.
Стоящая женщина, статуэтка. Север Сирии или Север Месопотамии, 2750-1900гг.д.н.э.. Глина.
Пластина с изображением херувима. Сирия, 850-800гг.д.н.э. Слоновая кость, инкрустация. Финикийский стиль.
"Женщина в окне". Очень распространенная тема для украшений на Ближнем Востоке в древности и на Кипре. Женщина в древнеегипетском парике и с украшением на лбу, выглядывает из зарешеченного окна. В ТаНаХе можно встретить словесные описания похожей ситуации: "В окно сквозь решетку смотрела во все глаза мать Сирсы.." (Шофтим 5-6:28)
Некоторые исследователи видят в этой женщине посвящение богине Иштар (Астарта).
"Голова льва". Север Сирии, 950-850гг.д.н.э., новохеттская культура. Базальт.
Кубок в виде рога, нижняя часть украшена головой льва. Иран, нач.6в.д.н.э.., золото, серебро.
Зал приемов во дворце в городе Сузы (Шуш שושן), ориентировочно 6-5вв.д.н.э.. Макет.
Город Сузы упоминается в Свитке Эстер. Там происходила вся история Мордехая, Этер и Амана. Вполне вероятно, что хозяином именно этого дворца был царь Ахверош, муж Эстер. Реальным прототипом Ахашверош исследователи ТаНаХа считают Ксеркса I.
Глазированная плитка с изображением мифического образа. Урарту 800-700гг.д.н.э. Керамика.
Кошка символизирующая богиню Бастет. Египет 712-333гг.д.н.э.. Бронза
Фигурка рыбы Oxyrhynchus. Египет, 712-332гг.д.н.э.. Бронза
Такие фигурки устанавливали на коробочках в которых хранили мумифицированные останки священных рыб Oxyrhynchus.
Фигурка карлика. Египет, 712-332гг.д.н.э..Фаянс
Сосуды. Восток Средиземноморья или Италия, 1в.н.э.. Стекло.
Монета с изображением Антиоха IV. 2в.д.н.э.
Он проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам.
Монеты времен восстания Хасмонеев 128-37гг.д.н.э.. Рога изобилия.
Подвеска в виде лица бородатого мужчины. Тунис, 400-200гг.д.н.э., стекло.
"Портрет мумии". Египет, ок.350г.н.э., дерево, краска.
Я бы сказала, что почти фаюмский портрет. Но раз музей так не считает, значит нет.
"Портрет мумии". Египет, ок.300-270г.н.э., дерево, краска.
Инкрустация в мебели. Египет, 200-700в.д.э.. Слоновая кость.
Красивые туфли - и сейчас можно было бы носить.
Туфли. Египет, 300г.н.э., позолоченная кожа.
Изображение меноры на притолоке(?) синагоги. Галилея\Голаны. Конец римского начало византийского периода, 300-600гг.н.э.
Статуя Бахуса (Диониса), на плече у него шкура пантеры, и он наступил на пантеру. Южная Италия, сер. 2 века нашей эры.
Фрагмент фрески из Италии (Кампания), 1-2в.н.э.
Фрагмент фрески из Италии (Кампания), 1-2в.н.э.
Фрагмент мозаичного пола. Восток Греции, византийский период, 5-6вв.н.э.
Фрагмент мозаичного пола. Восток Греции, византийский период, 5-6вв.н.э.
Изображение меноры на притолоке синагоги. Конец римского начало византийского периода, 300-600гг.н.э.
Как евреи могли себя обозначить? Оставить знак своего присутствия? В те времена, как и теперь, главным еврейским символом была и сеть менора, семисвечник. Ее изображение мы можем увидеть на самых древних археологических находках, на мозаиках, на зданиях...
"Будущее человечества уходит корнями в прошлое, и только через понимание истории мы сможем построить лучшее будущее" Эли Боровски
Постоянная экспозиция почти полностью состоит из частной коллекции доктора Эли Боровски.
Эли Боровски (1913-2003) родился в Варшаве, в хасидской семье. Он поехал в Берлин учить философию, но после прихода нацистов к власти он переехал во Флоренцию, затем в Рим, а затем во Францию и Швейцарию. Он присоединился к польской дивизии во Франции, и в ней воевал на Второй мировой войне. После войны он жил в Канаде и в Швейцарии и был специалистом по изучению по древних рукописей. У него была большая коллекция древностей, одна из самых больших в мире.
Музей был открыт в 1992г., основной частью его стала коллекция Эли Боровски.
С тех пор музей завоевал международное признание в качестве центра культурно-образовательных программ. И действительно, количество детских групп в музее огромное.
Сайт Музея Библейских стран: https://www.blmj.org/
Музей на карте
В этот музей я попала благодаря экскурсии, организованной экскурсоводом Инной Чернявской. За что ей большое спасибо.