dona_anna (dona_anna) wrote in all_israel,
dona_anna
dona_anna
all_israel

Categories:

Крутись-вертись волчок!

Dreidls-collage-a.jpg
Пусть простит меня молодое поколение, но я хочу вспомнить о тех временах, когда детские игрушки, в большинстве своем, были простые и дешевые, и часто самоделки... Дорогие и сложные были доступны единицам и сейчас их можно увидеть в музеях. А времена эти были не столь уж древние, какие-нибудь 60-70-100 лет назад.
К таким простым и дешевым игрушкам относится дрейдл (идиш ‏דרײדל‏‎), он же юла, он же волчок, он же севивон (иврит סביבון).
От обычных игрушек дрейдл отличает то, что он один из символов Хануки, вместе с ханукией, пончиками и оливковым маслом.
Задавались ли вы вопросом, каким же образом дрейдл связан с Ханукой? Я вот задалась и что из этого получилось дальше читайте дальше.



IMGP2771a-a.jpg
Это волчки моего детства, хотя и сфотографированы в хайфском МАДАТЕК. Я имею в виду те, которые большие. Именно с таким "гаджетом" у меня ассоциируется слово "волчок". А та игрушка, которая используется на Хануку для меня дрейдл (идиш ‏דרײדל‏‎). Кстати, маленькие волчки на фотографии не являются традиционными, ханукальными. Они круглые и на них не написаны буквы.

Каким же образом волчек связан с Ханукой? Со всеми остальными праздничными символами гораздо понятнее.


Начнем, конечно же, с того, что еврейская традиция нам говорит о волчке.

В 167г.д.н.э. царь Антиох IV Епифан, под властью которого в то время находились евреи, издал ряд указов, прямо направленных против иудаизма как религии. Гонения носили беспрецедентный характер для древнего мира. Указы царя запрещали евреям учить Тору.
Что сделали евреи? Родители учили Тору в пещере, а дети сидели у входа и играли в волчки, когда приближались греки. Грекам нечего было сказать против детской игры и они уходили. После этого все возвращались учить Тору.
Вы спросите, а при чем тут Ханука?
Да очень просто. Из-за указов Антиоха началось восстание Маккавеев.
В декабре 164г.д.н.э. повстанцы овладели Иерусалимом. Тогда же Маккавеи очистили Храм и произошло чудо Хануки.
На каждой грани квадратного ханукального волчка написана еврейская буква: нун, гимель, хей и шин. Это начальные буквы слов в предложении «נס גדול היה שם» (Нес гадоль хайя шам — «Чудо великое было там»). В Израиле вместо буквы шин пишут букву пей — «Нес гадоль хайя по» — «Чудо великое было здесь»:
«Нун» (נ) — первая буква слова «нес», «чудо»
«Гимель» (ג) — первая буква слова «гадоль», «великий»
«Хей» (ה) — первая буква слова «хайя», «было»
«Пей» (פ) — первая буква слова «по», «тут»

Это волчки в традиционном стиле с буквами на гранях.
IMGP0715a-a.jpg
Магазин Еврейского музея, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)


Теперь самое время поговорить о происхождении игрушки-волчка.

Эх, люблю сравнивать источники - это почти детективная работа:) Иногда ощущаю себя в погоне за преступником информацией. Иногда мнения о происхождении тех или иных национальных традиций расходятся в разные стороны, что и не знаешь, кому верить. Когда все говорят в один голос даже не интересно читать.
Но я никак не думала, что история происхождения ханукального волчка ака юла-дрейдл-севивон окажется столь загадочной.


Вот версии происхождения игры, которые я нашла в сети:

-Разные источники говорят о волчках-археологических находках в Древнем Египте и Вавилоне. То есть в эту игру уже тогда играли и понятно каким образом дрейдл добрался до Эрец-Исраэль времен хасмонеев.

-Игра появилась во времена Второго Храма.

-Волчок происходит из древней Индии. Неизвестно каким образом он добрался до Эрец-Исраэль времен хасмонеев.

-Волчок произошел в Британии, бывшей частью Римской империи. Это была игра на деньги. По всей империи ее распространяли римские солдаты. По этой версии во времена хасмонеев евреи не могли играть в волчок.


Есть те, кто полностью отрицает древнее происхождение волчка и его наличие во времена хасмонеев!

-Появление волчка в Германии в 16 веке, как детской игры. Много детей и еврейских и нееврейских играли в эту игру.
На картине Питера Брейгеля старшего изображен ребенок, держащий волчок. Это 16 век.
Teetotum Bruegel.gif
מאת פיטר ברויגל האב - heronter.org, נחלת הכלל, קישור

-Игра родилась в Германии в 16в. как игра на деньги.
В Германских землях волчок был известен как «Torrel» или «Trendl» («Trundl»)ת и на четырёх гранях был помечен латинскими буквами N, G, H, и S. Эти буквы составляли немецкую мнемограмму правил игры: Nichts (ничего), Ganz (всё), Halb (половина), Stell (ставь).
В еврейской версии те же буквы, записанные еврейским письмом, поначалу озвучивались аналогичным образом на идише: ני(ש)ט — ни(ш)т (ничего), גיב — гиб (дай), האַלב — халб (половина), שטעל — штэл (ставь). Таким образом буквы ש ,ה ,ג ,נ озвучиваются при игре на идише (например, в хасидских семьях) с некоторыми вариациями и по сей день (вариант: ג — гит, хорошо, и ש — шлэхт, плохо).
Мудрецы Торы были против игр на деньги, пытались прекратить такие игры с волчками, но когда увидели, что нет такой возможности, связали ее с Ханукой. Буквы отсылали к праздничной легенде и утеряли игровое значение. В неашкеназских еврейских общинах игра получила некоторое хождение лишь во второй половине XX века.

-Волчок стала ханукальной традицией в 18 веке, так как есть об этом письменное свидетельство раввина Нахмана из Бреслава (1772-1810). Это тот самый Нахмана из Бреслава в честь которого повсюду пишут נ נח נחמ נחמן מאומן.

-Историю об использовании волчка во времена Антиоха придумали раввины в 19в., творчески подойдя к использованию уже популярной детской игры.


Теперь вернемся во времена, когда, по всеобщему мнению, евреи играли в волчок, то есть 19-начале 20вв.

На Хануку вырезали из дерева или отливали из свинца четырехгранный волчок. Дети сами готовили эти игрушки в хедере.

В еврейских местечках дети отливали волчки из свинца в деревянных формах.
IMGP7566a-a.jpg
Волчки и форма для отливки волчков из свинца.
Польша, 20вв. Музей Израиля

О том, что происходило в праздник в те времена, писал Шолом-Алейхем в рассказе Ханукальные деньги:
"Мать на кухне топит сало и печет оладьи. Я с братом Мотлом играю в юлу. Отец с дядей Беней садятся за шашки."

Кстати, речь здесь идет совсем не о свином сале - кашрут никто не нарушал. Вместо свиного жира чаще всего использовали гусиный и в смешанных местечках в нееврейских рецептах просто заменяли свинину гусем. Мне об этом рассказывали те, кто еще застал такое приготовление пищи.

На Хануку разрешались игры, считавшиеся обычно пустой тратой времени. Вот перед нами набор игр на Хануку из Эльзаса.
IMGP2935-Bouxwiller-jews-museum-a-a
Витрина из Музея эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier). Вы видите кроме трех ханукальных подсвечников, игры для детей и взрослых в Хануку: домино, кости и волчок-юла.


Старинные волчки. Часть из них вырезана из дерева, часть отлита из металла.

IMGP0595a-a.jpg
Юла, Польша, 18в. Еврейский музей, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0597a-a.jpg
Юла, Польша, 18в. Еврейский музей, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0598a-a.jpg
Юла, Польша, 18в. Еврейский музей, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0585a-a.jpg
Юла, Польша, 18-19вв. Еврейский музей, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP7569a-a.jpg
Юлы, Польша, 19в. Музей Израиля

IMGP7571a-a.jpg
Юлы, 19в. Музей Израиля

IMGP0586a-a.jpg
Юла, кон.19-нач.20в., Восточная Европа. Еврейский музей, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC). Свинец, литье.

Когда начали возрождать иврит в конце 19в. и появилась современная литература на иврите, то писателям захотелось заменить дрейдл на ивритское название игрушки. Хаим-Нахман Бялик предлагал называть волчок "каркар"(כרכר). Но прижилось слово "севивон" (סביבון), представляющее собой кальку с идиша: как и дрейдл оно образовано от глагола крутить. Считается, что этим словом назвал дрейдл Итамар Бен Ави (сын Э. Бен-Йегуды и первый носитель языка иврит), когда ему было 5 лет. Слово было записано, естественно, позднее. Также на первенство создания этого слова претендует и писатель Давид Йешая Зильбербуш, написавший о создании слова в 1897г. в газете "Цфира".

IMGP0590a-a.jpg
Юла, кон.19-нач.20в., Восточная Европа. Еврейский музей, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)
Оловянное литье.

Я думаю, что ниже представлен самый знаменитый художественный волчок, который известен в сети. А может и не только в сети :) Жаль, что его нет в наших музеях, а есть только в продаже на интернет- аукционах.
Работа Моше Мурро (Школа Бецалель, Иерусалим), 1929г.
Высота 6 см, ширина и высота грани 3см, бронза, литье.
Сверху написано: Нес гадоль хайя шам — "Чудо великое было там", что удивительно, так как волчок сделан в Иерусалиме, где чудо и произошло. Но может быть традиция писать Нес гадоль хайя по - "Чудо великое было здесь" еще не родилась.
На двух гранях волчка изображения, связанные с чудом Хануки: кувшин с оливковым маслом и горящая в Храме менора (на данной фотографии менору мы видим справа). Два другие изображения посвящены любимой теме Бецалель тех времен, вариациям на тему античной римской монеты IVDEA CAPTA - "Поверженная Иудея". Ее выпустил император Веспасиан в честь победы над Иудеей, в период с 69 по 79гг. Как выглядит эта монета можно посмотреть тут.
"Поверженной Иудее" хотелось что-то противопоставить и художники Бецалель стремились создать образ освобожденной Иудеи. Так что на двух гранях волчка изображены "Поверженная Иудея" и "Освобожденная Иудея". Подробно посмотреть волчок можно тут
סביבון משה מורו.jpg
By Eli Morav - Own work, CC BY-SA 4.0, Link


История волчка, пережившего Катастрофу.

Эстер Виспайлер родилась в Чехии в обеспеченной традиционной семье. В 1939г. немцы захватили Чехию, к 1942г. большинство евреев уже забрали в Освенцим. Семье Эстер пришлось бежать в родной город отца Kežmarok в Словакии. Там родители постарались организовать учебу для детей. Они нашли учителя-еврея. Учитель умел отливать свинцовые волчки, и все дети получили волчки в подарок.
С ухудшением ситуации для евреев, семья была вынуждена бежать и они оставили часть своих вещей в семье неевреев-соседей. Среди этих вещей был и волчок очень дорогой для Эстер.
Всю войну семья переезжала и пряталась, но в сентябре 1944г. они были отправлены в Освенцим на поезде. Когда поезд прибыл в Освенцим их почему-то из поезда не выгрузили. Поезд простоял всю ночь и утром поехал в Германию. В феврале 1945г. семью отправили в Берген-Бельзен, где условия жизни были очень тяжелыми, Эстер помнит страшный голод, еды не было. Немцы хотели, чтобы евреи умерли от голода.
В апреле 1945г. они были освобождены Британскими войсками, но мать Эстер была больна и умерла. Эстер была направлена в детский дом, но попросила поехать встретить своего отца и брата в Kežmarok. Там она выяснила, что соседи сохранили их вещи. Эстер репатриировалась в Израиль в 1949г. Волчок оказался с другими вещами и он приехал вместе с Эстер в Израиль.
В 2012г. Эстер передала волчок в музей Яд вашем.


Истории волчков из коллекции Аврума Бурга.

Помните, был у нас такой спикер Кнессета (с 1999 по 2003) Аврум Бург? Он - коллекционер волчков. У него очень большая коллекция.
Большая часть его коллекции - волчки сделанные из дерева. Но есть два интересных металлических волчка. Один, с изображениеями Иерусалима, от Абу Ала (председатель Палестинского законодательного совета в 1996—2003 годах). Почему-то вспомнился кинжал, подаренный Я.Арафатом Ш.Пересу и выставленный в Бейт Габриэль на берегу Кинерета.

Второй металлический волчок в коллекции А.Бурга имеет по-настоящему интересную историю.
Во время Второй мировой войны одна пожилая еврейка, которая жила в США, писала письма-приглашения для объединения семей с родственниками, членами семьи, которые были в Европе. Понятно, что речь не шла о настоящих родственниках. Цель была спасти евреев Европы. Однажды в ее дверь постучал незнакомый человек, и рассказал ей, что он еврей, спасшийся благодаря ее письмам. И он хочет ее поблагодарить, но у него не было ничего, кроме очень тяжелого металлического волчка, который не мог крутиться. Этот волчок был сделан в во время войны в концентрационном лагере. Цель создания этого волчка было желание праздника даже в концлагере.


О ханукальных принципах - кибуцная история, реальная и грустная.

Эта история произошла во время Войны за Независимость (1948г.), как раз перед Ханукой в кибуце Мишмар-Аэмек.
Чтобы было понятнее, кибуц Мишмар-Аэмек относится к весьма левому движению Ашомер-Ацаир, которое из еврейских праздников только Хануку и праздновало. Почему только Хануку? А они уважали военную победу Хасмонеев - Маккавеев, а совсем не какое-то там сомнительное религиозное "чудо".
Так как шла война и были постоянные бомбежки, то при наступлении сумерек свет не включали и все кибуцы получили предписание не зажигать ханукальные подсвечники на своих водонапорных башнях, т.к. было ясно, что будут бомбить.



Но Мишмар-Аэмек не подчинился, как это в праздник они не зажгут ханукию? ... Была бомбежка.. а как раз под ханукией был кибуцный детский сад-ясли, вот и погибло трое детей и беременная кибуцница...

Зато потом, чтобы поставить погибшим памятник троих кибуцников отправили учиться в Сорбонну. Кибуц мог себе позволить самое лучшее...


Памятник поставили в виде волчка, в который дети любят играть на Хануку.


Лучший волчок - это самоделка.

Память о ней остается на всю жизнь.

В школах в Израиле еще лет 70 назад делали волчки в школах. Их отливали из свинца. Для этого мальчишки крали свинец в самых разных местах. Особенно у мальчиков ценились электрические провода, в видео показан такой провод.
Небольшое видео на иврите о том, как отливали волчки в школе в Кфар-Виткин.




Эта фотография свидетельствует о том, что 50е годы дети играли в волчки прямо на городских улицах.
IMGP7495-rubinger-a.jpg
"Игра в юлу на улице Иерусалима", 1955, Д.Рубингер, Музей Израиля, выставка "Наш подиум".
Обращаю ваше внимание, что как раз сейчас в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве проходит выставка работ Д.Рубингера, о которой я писала тут. Интересующимся фотографией и историей Израиля очень советую посетить.


Посетить "Дом волчка" (בית הסביבון) в Сароне.

В Израиле есть такое место, где волчки производят круглый год, а не только к празднику. И это НЕ пиар, а чистое мое восхищение и огромное уважение человеку, который в состоянии заработать на художественных игрушках и сувенирах.
К Хануке волчки тут раскупаются как горячие пирожки ханукальные пончики.

Этот магазин я открыла для себя еще когда он был в Кейсарии. Хозяин и автор всех волчков, а также и всего остального, продающегося в магазине, художник-керамист Эран Греблер.

Он, наверно, единственный человек в Израиле, который целый год зарабатывает на волчках. Обычно-то их делают, продают и покупают к Хануке.
Живет Эран в Пардес-Хане, имеет 3их детей. Сам он не может четко объяснить, почему он делает именно волчки в таких количествах. Говорит, что любит все, что вертится.
Греблер изучал искусство, после окончания учебы он стал работать на темы иудаики.


Всем приходящим в магазин круглый год предлагается крутить волчки...


... вот так и получить благословение. И что вы думаете?:) Все крутили:)

Эран вырос в нерелигиозном доме, а традиции он учился у религиозных соседей. В изготовлении традиционной иудаики есть свои законы, которые надо знать. Важно точно знать, как должно выглядеть блюдо к Песаху или ханукия. Он быстро в этом разобрался и стал делать вещи на темы иудаики в большинстве своем для американских галерей.


Замечательная самобытная керамика, просто все бы скупила! а купила только парочку.

Когда Эрану исполнилось 40, он оставил изготовление подсвечников и футляров для мезуз, и стал делать столь любимые им волчки. Так он открыл галерею посвященную традиционной игрушке, где каждый может эти игрушки потрогать и покрутить. Он говорит, что ему очень важно, чтобы их крутили. Есть огромная разница между недвидвигающимся и крутящимся волчком. Когда Эран придумывает волчки, он сразу представляет какими они будут в движении.


Я редко получаю удовольствие от магазина художественных изделий. Но каждый раз попадая в этот магазин, я как попадаю в другой, волшебный мир.
Не зря Эран - второе поколение художников. Все сделано не только с замечательной фантазией, но и очень профессионально.


Здесь есть не только волчки, но и множество еврейских традиционных изделий. Вот тут на стене - песахальные блюда. Хотя жалко, конечно, на них что-то класть, уж очень они красивые. Есть и всякая разнообразная мелкая пластика.


Торгует в магазине очаровательная дочка Эрана, она же и с удовольствием крутит волчки.

IMGP7758a-a.jpg
Когда смотришь на волчки Эрана, то понимаешь, что нет границ его воображению. Тут и кот, бегущий за мышкой, слон, птицы и животные, самолеты, шахматы и все, что угодно становится волчком. Свои темы он находит повсюду.
Эран работает с глиной, а не со свинцом, который очень вреден для здоровья. Его волчки не легко разбить, керамическая часть прикреплена к металлическому основанию. Благодаря этому волчки Эрана не падают как обычные волчки.
Тот кто попадает в его магазин, уже никогда не будет думать о волчках как о самой простой игрушке.
Когда у его детей спрашивают, что их отец делает, то ответ всегда вызывает смех.
Но для самого Эрана Дом волчка исполнение его мечты.

IMGP7773a-a.jpg
Это специально для технодрочеровфилов волчок-мобильник.

IMGP7787a-a.jpg
Приходите! Волчков на всех хватит круглый год. Тем более, что волчок может быть просто израильским сувениром.
Также все можно заказать на сайте магазина: http://www.draydelhouse.com/


Волчки на любой вкус и кошелек.

В наше время можно увидеть самые разнообразные волчки. Они имеют разную форму и сделаны из самых разных материалов: вырезаны из дерева, отлиты из свинца, из меди и серебра. Большое количество магазинов торгуют ими к Хануке.

IMGP0731a-a.jpg
Эти бумажные мне очень понравились. Это сложная ручная работа.
Магазин Еврейского музея, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0708a-a.jpg
Юла высотой не меньше 50см, Магазин Еврейского музея, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0716a-a.jpg
Магазин Еврейского музея, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0722a-a.jpg
Магазин Еврейского музея, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0723a-a.jpg
Магазин Еврейского музея, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

IMGP0725a-a.jpg
Магазин Еврейского музея, Нью-Йорк (The Jewish Museum NYC)

20181023_121701a-a.jpg
Магазин Музея Эрец-Исраэль, ТА

20181023_121715a-a.jpg
Магазин Музея Эрец-Исраэль, ТА

20181023_121746_HDR-1-a.jpg
Магазин Музея Эрец-Исраэль, ТА

Что сказать? Если хотите, крутите волчки, ешьте пончики, зажигайте ханукальные светильники. Главное помнить об этом веселом празднике победы и чуда.

Всем веселой Хануки! חג חנוכה שמח!


Все, что я пока написала к Хануке

https://dona-anna.livejournal.com/743148.html 2012
https://dona-anna.livejournal.com/815973.html 13
https://dona-anna.livejournal.com/869274.html 14
https://dona-anna.livejournal.com/912077.html 15
https://dona-anna.livejournal.com/942117.html 16
https://dona-anna.livejournal.com/961980.html 17


Инфа:

http://meyda.education.gov.il/files/PreSchool/sevivon1.pdf
http://museums.gov.il/he/exhibitions/pages/hanukkah.aspx/%7Blink%7D
http://www.zeevgalili.com/2012/12/17472
http://www.lammma.co.il/question/87
http://www.ruvik.co.il/%D7%94%D7%98%D7%95%D7%A8-%D7%94%D7%A9%D7%91%D7%95%D7%A2%D7%99/2017/151217.aspx
https://eleven.co.il/jewish-art/folklore/15456/
https://eleven.co.il/jewish-art/folklore/11679/
https://eleven.co.il/judaism/sabbath-and-holidays/14446/
http://www.jearc.info/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%BB
http://www.arachim.org/ArticleDetail.asp?ArticleId=14322
http://blog.nli.org.il/origin_of_the_dreidel
http://www.palyam.org/About_us/displaySOHarticle?name=%D7%94%D7%97%D7%A0%D7%95%D7%9B%D7%99%D7%99%D7%94%20%D7%95%D7%94%D7%A1%D7%91%D7%99%D7%91%D7%95%D7%9F&id=th00053&bl=b00053a
http://www.ruvik.co.il/%D7%94%D7%98%D7%95%D7%A8-%D7%94%D7%A9%D7%91%D7%95%D7%A2%D7%99/2017/151217.aspx
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%BB
http://onegshabbat.blogspot.com/2014/12/blog-post_18.html
https://www.bac.org.il/Cycle-of-the-year/article/svb-svb-svb
https://www.motke.co.il/index.php?idr=400&p=2011134
https://www.makorrishon.co.il/nrg/online/1/ART2/421/823.html
https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3992413,00.html
Tags: праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments