Дамы и господа!
Незабываемая максима Михаила Жванецкого:
"И ты вдруг осознаёшь... Если на одну чашу весов положить случайные половые связи, а на другую - хороший коньяк... Слушай, а зачем их класть на разные чаши?"
Как всё у классика, эта мысль имеет множественные смыслы.
Извне - смешной гэг, а внутри - глубокое философское размышление.
Жизнь коротка. С годами перестаёшь разбрасываться "по разным чашам."
И я вдруг осознал... Не успел написать об одном Иерусалимском фестивале, а на подходе второй. Изумительный, ни на что не похожий. Музейный.
И Тель-Авивский не за горами. О нём не писал, но билеты на одного из самых любимых наших джазовых пианистов Стефано Боллани мы с друзьями уже купили. Пока молчу о неотвратимо приближающемся зимнем Эйлатском.
Что выбрать, спрашивают друзья, куда бежать раньше? Ведь невозможно на всё поспеть.
А во-вторых, в фестивальную площадку превращён Israel Museum, один из лучших израильских музеев.
И это не фигура речи. Концерты пройдут не только в концертном зале, но и в галереях среди картин.
Представьте себе сюрреалистическую картину - наслаждение отличным джазом в Галерее Сюрреализма.
Так сюрреализм становится реальностью, "данной нам в ощущениях". Это и есть настоящая свобода.
Что нас ждёт в музейных залах с 12-го по 14-е декабря?
На протяжение 10 лет израильская исполнительница джаза, кларнетистка и саксофонистка Анат Коэн ежегодно признаётся авторитетным журналом Downbeat Magazine лучшим кларнетистом года. А Марсело Гонсалвес - один из лучших бразильских гитаристов, играющий на семиструнной гитаре. Их совместный альбом «Outra Coisa» в прошлом году был претендентом на премию «Грэмми» как лучший латиноамериканский джазовый альбом. Переплетение джаза, самбы и прекрасной музыки знаменитого бразильского композитора Moacir Santos.
Лучший, лучший, лучший...
Их дуэт даст на фестивале 2 концерта. Пропустить немыслимо.
Сколько лет слушаю музыку, столько не исчезает с музыкальных горизонтов имя чешского мультиинструменталиста, композитора и прекрасного джазмена Иржи Стивина. Музыканту 75 лет. Он играет не только джаз, но и музыку ренессанса и барокко, сочиняет саундтреки к фильмам и театральным спектаклям. После успешных гастролей в Европе и США Стивин приезжает в Израиль с новым трио. Помимо самого Иржи, играющего на саксофоне, флейте и блокфлейте, в трио его сын барабанщик Иржи Стивин-младший и гитарист Ярослав Синдлер.
Нас ждёт головокружительное ощущение настоящей свободной музыки.
Следующий гость фестивальной программы - Camilla Battaglia Quartet.
Мне кажется у итальянцев плохого джаза не бывает. А если и есть, то они так тщательно это скрывают, что догадаться невозможно. Во всяком случае, в моей практике проколов не было. Уверен, не будет и на сей раз.
Певице Камилле Батталья всего лишь 28 лет... Впрочем, стоп. Если речь идёт о возрасте джазовых музыкантов, то "всего лишь" теряет смысл, как и "уже".
Дебютный альбом Камиллы с трио Ренато Селлани вышел в 2010-м году, а первый авторский диск 2016-го года был включён Jazzit в число 100 лучших альбомов джаза.
В квартете Камиллы Андреа Ломбардини (бас), Бернардо Герра (ударные) и Мишель Тино (саксофон).
Барабанщик Мэтт Уилсон. Два разных концерта. С квартетом прекрасных израильских джазменов и в составе трио с трубачом Авишаем Коэном

и басистом Бараком Мори.

и басистом Бараком Мори.
В 2018-м году Мэтт был признан JJA (Ассоциацией Джазовых Журналистов) музыкантом года, а его последний диск «Honey and Salt: Music Inspired by the Poetry of Carl Sandburg» был признан JJA альбомом года, а в обзоре DownBeat назван «шедевром».
Мэтт был гостем Эйлатского джазового фестиваля в составе квартета кларнетиста Орана Эткина. Тем, кому посчастливилась зимой 2017-го года побывать на концертах, джемах или на невероятном шоу для детей и родителей на берегу Красного моря, есть, что вспомнить.
А остальным предоставлена новая возможность.
Вот что я написал о Мэтте Уилсоне после представления:
"Джентльмен в костюме и галстуке. Стильный платочек выглядывает из кармана. Сдержанно, строго, сосредоточенно и... взрыв! За повадкой мэтра прячется ослепительная озорная улыбка мальчишки."
Это далеко не все "лакомства" фестивально-музейной программы. Среди гостей виртуозный азербайджанский джазовый пианист и композитор Шаин Новрасли в трио с контрабасистом Джеймсом Каммаком, многие годы игравшим с Ахмадом Джамалем, и знаменитым французским барабанщиком-виртуозом Андре Сесарелли, квинтет джазового и классического нью-йоркского альтиста и скрипача Мигеля Этвуд-Фергюсона, рокер Асаф Амдурски со специально подготовленным для фестиваля джазовым проектом «Non-Standards», трио контрабасиста Таля Гамлиэли с пианистом Моше Эльмакиясом и ударником Амиром Бар-Акивой, легендарная иерусалимская группа «Колулуш», редко балующая в последнее время хип-хопом, панк- и соул-джазом своих почитателей, французский пианист, композитор и аранжировщик, приверженец стиля инди и альтернативного электронного джаза Кристоф Шассоль, мульти-инструменталист Адам Бен-Эзра, американский ударник и композитор Деантони Паркс. Также в программе – два шоу-посвящения американскому саксофонисту Эрни Лоуренсу при участии чудесной пианистки Анат Форт, вокалистки Аелет Роз-Готлиб и саксофониста Эрика Лоуренса.
Напоследок несколько строк, написанных два года назад.
Музей искусств есть существо живое.
Вечные странники истории картины и скульптуры, гравюры и вазы только делают вид, что дремлют.
На самом деле, запаса жизни в них на бесконечность вперёд. Они пропитывают эманацией прекрасного стены и переходы музейных залов. Даже музейные старушки-охранницы молодеют и стройнеют рядом со своими тысячелетними визави.
И зрители музею необходимы, ибо впитывают прекрасное и несут дальше в свои миры, как бабочки распыляющие жизнь. Необходимы, но недостаточны, как подсказывает спрятавшийся в моих глубинах надоедливый математик. Артефактам ведь тоже нового хочется.
Вот и приближаются те редкие вечера, когда должное отдают и музею. В залы прийдёт неожиданный гость.
Тишину музейных вечеров прорвёт медь труб. Не иерихонских, а ДЖАЗОВЫХ, дамы и господа.