Eduard Markovich (luckyed) wrote in all_israel,
Eduard Markovich
luckyed
all_israel

Categories:

«Анна Каренина» Кристиана Шпука. Тени теней.

Дамы и господа!
Балет Кристиана Шпука "Анна Каренина". Писал о нём ранее, а вчера побывали на первом представлении в Тель-Авиве.
Фотографии не мои. Они по-швейцарски совершенны и выверены.
Я бы предпочёл собственные визуальные эмоции, но пришлось воспользоваться чужими.
Роман Льва Николаевича Толстого и несчётное множество последствий. Музыкальных, визуальных, драматических, балетных...
И множество вопросов, без точных ответов.
Вот и здесь...
Перестук колёс поезда или ударные? Музыка или скрип тормозных колодок?
Балет начинается с похорон Анны и заканчивается её смертью?
Где истина? В чём ложь?
"Всё смешалось в доме Облонских".

 
По простынке, занавеске, экрану пробегает тень паровоза.
Грохочущая постукивающая музыка Мартина Доннера так и называется "Поезд".
Увертюра к неизбежному.
       
 
Берёзки. Можно улыбнуться, даже надменно рассмеяться. Но как ещё прикажете швейцарскому хореографу Шлуку одним штрихом показать Россию?
Пусть будут берёзки.



В прологе на сцене все герои. Все, кроме Анны.
Её уже нет. Её ещё нет.
Строгая чернота костюмов.
   
Из серых безликих деревянных конструкций выстраиваются декорации спектакля. Перрон вокзала, ипподром, пирс на итальянской набережной. Трансформация происходит на наших глазах, не мешая восприятию.
   
           
Музыка Рахманинова кружит Анну в танце. В роли Анны Карениной Викторина Капитонова - прекрасная балерина, некогда приглашённая хореографом Хайнцом Шпёрли из Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Цюрихский Балет, и "доставшаяся по наследству" Кристиану Шпуку. Наряду с классическими партиями, в ее репертуар вошли роли в балетах Начо Дуато, Джорджа Баланчина, Матса Эка, Иржи Килиана, Уэйна Макгрегора и Мартина Шлепфера. А "Анну Каренину" Шпук поставил специально для нее.
   
Лёгкость и сдержанная яркость кордебалета. Всё ещё хорошо. Жизнь улыбается светло и многообещающе.
Платья здесь не просто костюмы. Они неотъемлемая часть хореографии, декораций.
Работа костюмера Эммы Райот, сотрудничающей со Шпуком много лет. Райот удалось совместить тяжесть роскошных бальных платьев и строгость костюмов-троек, как будто созданных для самого Толстого, презиравшего балет и мужчин в трико, с лёгкостью и воздушностью танца. А шляпки! А нежное разноцветие и соцветие юбок!
Мы соскучились по настоящему классическому балету, лишь украшаемому элементами неоклассицизма. Хочется не только авангардно-философской акробатики, но полётов, вытянытых носочков, прямых "балетных" спин, пуантов.
   
   
Балет по сложному и многоплановому роману Толстого - сложная задача для хореографа. Выделить главное, рассказать в танце и пантомиме, увлечь зрителей, обучить танцоров "языку" и идеям Льва Николаевича. Неспроста Шлук требовал от участников постановки прочтения романа.
Второй раз стук колёс сопровождает танец Каренина и Анны. Неприятные тревожные звуки - камертон их отношений и музыкальная тропинка к неизбежности финала.
   
 
             
В глубине сцены фортепиано, на авансцене певица. Романс Рахманинова на стихи Бунина.
"Что зовет тебя, чем сердце полно? Путь далек, глухая степь безмолвна, Ночь печальна, как мои мечты..."
И снова точная игра цвета и танца. Па-де-де Вронского и Анны. Бурная любовная сцена в красно-белых тонах.
           

Па-де-труа. Отточенно роботоподобные движения Каренина, импульсивность Вронского и обессиленная усталая Анна.
 
 

Скачки. Цвет, пластика пантомимы, тревога...
     

Много ещё элементов из огромной мозаики романа промелькнуло в балете.
Сцена покоса с Лёвиным на переднем плане. А как иначе показать в танце толстовские идеи?
           
         
Бесконечное танцевальное одиночество Анны, начавшей уходить задолго до трагического конца.
         

Финал, известный всем и всё-равно неожиданный. Никаких бурных сцен, душераздирающих пантомим. Точный и горький танец прощания и отчаяния. На занавеске заднего плана мелькает тень поезда. И чёрное пятно на сцене.
То, что осталось от Анны.
     
Ещё четыре представления.               
Балет не забудется, дамы и господа.
Tags: Тель-Авив, культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments