Eduard Markovich (luckyed) wrote in all_israel,
Eduard Markovich
luckyed
all_israel

Categories:

Фестиваль Израиля 2018. Заманчивое зазеркалье.

Дамы и господа!
Самое ожидаемое событие культурного года. Фестиваль Израиля 2018. 23-го мая по 16-е июня. Иерусалим.
Вернусь к давнему воспоминанию-впечатлению, превратившемуся в личный символ-талисман "волшебной силы искусства".
Прошло более двух десятков лет с нашего первого фестиваля, но невозможно забыть концерт гениального Стефана Грапелли в Биньяней хаУма. 90-летнего скрипача вывели под руки два молодых музыканта, усадили в кресло посреди сцены и вложили в трясущиеся руки скрипку. И руки перестали дрожать, и согнутая спина выпрямилась. Полтора часа незабываемой музыки...
       
Четыре года назад у фестиваля появился новый художественный руководитель. При нём не удалось бы послушать Стефана Грапелли. Под тем же названием "Фестиваль Израиля" скрываются иные миры.
Гендиректор события Эяль Шор обозначил художественное направление: "Мы хотим показывать то, что вне фестивальных событий увидеть в Израиле практически невозможно." Поэтому, мейнстримовая классика, джаз, конвенциональный балет и традиционный театр выведены за рамки фестиваля. Обещано "встряхнуть наше сознание путем размывания границы между разумом и чувствами и увлечь зрителей в мир эмоций и магии."
Образцы таких "встрясок", и при этом весьма достойные, имеются. Например, знаменитый Авиньонский фестиваль, об одном из любимцев которого мы сегодня и поговорим.
     
Обратите внимание на изменение моего тона, ожиданий, предвкушений. Ещё в прошлом году я назвал бы свой  обзор "Обманчивое зазеркалье". Но в нынешнем зазеркалье культуры стало заманчивым. А скорее всего, это мы остались за стеклом и нам предоставлена возможность взглянуть на перспективы искусств нынешних. У меня после прошлогодних потрясений сомнений нет.
Вот несколько из личных разножанровых свидетельств:
       
Перейдём к искушениям фестиваля нынешнего.
Они вполне доступны, в сравнении с жуткими ценами на билеты Яффского Театрального Фестиваля. От необходимости заплатить за билет 600 шекелей я вздрагиваю. И не от жадности, а от невозможности представить себе нормального любителя искусств, вынимающего из кармана 1200 шекелей за парный поход в театр.
На Фестивале Израиля самые дорогие билеты до всевозможных скидок в диапазоне от 90 до 180 шекелей. Есть и дешевле.
               
Начну с главного для меня театрального события. Кристоф Марталер, enfant terrible швейцарского драматического искусства и один из величайших художников, работающих в жанре музыкального театра, впервые приезжает в Страну на Фестиваль Израиля.
Нашёл в интернете интересный рассказ о нём в журнале театроведа Леонида Лучкина leonidluchkin. Ограничусь несколькими фрагментами, а весь текст можно прочитать по ссылке.
           
 
             
Кристоф Марталер швецарский композитор и режиссер, «завоевавший» немецкоговорящий театр. Имея внешность Пьера Безухова, собрал команду единомышленников, в шутку называемую «семьей Марталера». Считает главными своими достоинствами - независимость и юмор. За 25-летний стаж заработал репутацию «веселого провокатора» и автора уникального театрального языка. Поставил свыше 80 спектаклей, «осквернил» гимн Родины и святыни Папского дворца, подтрунивал над политиками, военными, бизнесменами и деятелями искусств. При этом остается самым восстребованным режиссером Европы, премьеры которого вызывают волну интереса и скандалов.
                               
Вдохновение черпает из творчества Тадеуша Кантора, Беккета и дадаистов. Был увлечен театром Пины Бауш и Роберта Уилсона. В отличие от Уилсона, перед началом работы не имеет готового плана с набором решений, а собирает несколько песен, образующих базу будущего спектакля.
           
Не признает театральных манифестов. Автор рукописного письма 2000 года, которое начиналось со слов "Дорогие зрители" после чего шли несколько строк, написанных неразборчивым подчерком, и заканчивалось нарисованным нотным станом с несколькими нотами.
             
7-го и 8-го июня в зале «Ривка Краун» Иерусалимского театра будет показан спектакль «King Size» – саркастическая пародия, где музыка и жизнь переплетаются друг с другом во всей своей сложности. Вот, что писала об этой постановке в 2013-м году московский театральный критик Ольга Егошина.
Любимец Авиньона Кристоф Марталер привез свою недавнюю базельскую премьеру – «King Size», все действие которой разворачивается в гостиничном номере.
                                   
В интервью для сборника «Режиссерский театр» Кристоф Марталер вспоминал эпизод из своей биографии: «Однажды в Лиссабоне меня поселили в очень дорогую, красивую гостиницу. Довольно обветшавшую и запущенную, хотя было видно, что когда-то там была настоящая роскошь. И вот когда я только зашел в нее, я услышал, как кто-то очень медленно играет на пианино Шопена. Играет очень фальшиво, да и пианино страшно расстроенное. Я пошел на этот звук. Это была странная бледная женщина, которой на вид можно было дать и тридцать пять лет, и семьдесят. Она играла ни для кого, даже не для себя». Впечатление откликнулось десятилетия спустя. Сценограф Дури Бишофф выстроил убедительный интерьер обветшалого и дорогого гостиничного номера в тонах голубых с золотом: встроенные большие шкафы, в дверцы которых иногда уходят персонажи, огромный туалетный столик, старомодный телефон. Главный предмет остановки – двуспальная кровать, чьи королевские размеры – king size – и дали название спектаклю.
         
 
       
Воспоминание о лиссабонской постоялице за роялем сильно преобразилось в новой работе: за гостиничный рояль Марталер усадил бритого брутального атлета, а бледная немолодая женщина с большой лаковой сумкой (напоминающей о ридикюле старушки Шапокляк) то и дело пересекает пространство номера, выходя из туалета и уходя прямиком в шкаф. Из своей волшебной сумки она извлекает то приготовленные спагетти, то аппетитно похрустывающий салат...
                     

     
Мужчина и женщина лежат рядом в кровати, но у каждого – своя песня. Она может быть и нежной, и лирической. Но даже страстные любовные мелодии не сближают, а разъединяют двоих. Мелодии вылезают из-под кровати, прячутся за дверью шкафа, подстерегают в туалете. И в самые патетические размышления о жизни вдруг вторгаются ведущие телепрограмм и прекрасно поставленными голосами поют очередную «Колыбельную».
           
Уже не раз сотрудничавшая с Марталером популярная певица Tora Augestad и Michael von der Heide демонстрируют невероятную вокальную подготовленность; поют из любого положения – сидя, лежа, в танце, наконец, вылезая из-под кровати с капустным листом во рту.
                           
Они будут играть и в спектаклях на Фестивале Израиля. Must-have!
Продолжение следует, дамы и господа.
Tags: Иерусалим, культура, фестиваль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments