Дамы и господа!
Давайте выглянем в виртуальное окошко. Что это там гудит, пыхтит и пускает пары?
Вот и подкатил весёлый и лихой экспресс 31-го Джазового фестиваля на Красном море.
А на прощанье обещанный когда-то рассказ об одной из вершин последнего зимнего фестиваля.
Февраль 2017-го года. "Экстремалы" из Bass Extremes Виктор Вутен и Стив Бэйли.
Прошлое музыкантов за полгода не изменилось. По этой ссылке несколько слов, сказанных ранее.
"Bass Extremes" - проект, объединивший почти четверть века назад двух бас гитаристов.
Виктор Вутен. Пятикратный обладатель Грэмми. Один из отцов-основателей знаменитой группы "Béla Fleck and the Flecktones". Блестящий музыкант. Бас-гитарист-виртуоз, обладающий экстраординарной техникой игры на электрической бас-гитаре.
Стив Бэйли - один из известнейших американских бас-гитаристов, основоположник школы игры на безладовой шестиструнной бас гитаре. Его концерты - настоящее шоу виртуозности. Технику Бэйли изучают гитаристы всего мира, а сам он возглавляет факультет бас гитары в знаменитом Бостонском колледже Беркли.
Первый концерт Зимнего Фестиваля пришёлся на день рождения Бэйли, впервые приехавшего в Израиль. 10 го февраля 2017-го года музыканту исполнилось 57 лет. Детский возраст для джазовой звезды.
А вот и "деньрожденческая" история. За два дня до фестиваля Стив, вернувшись домой после очередного тура, не обнаружил в багаже СВОЕЙ ГИТАРЫ. Особой, уникальной, шестиструнной безладовой, редчайшей.
Как пошутил о нём на концерте Виктор Вутен, Бэйли - единственный известный ему "безумец", умеющий ТАК играть на ТАКОЙ гитаре.
"Мы этого не любим, такая игра опасна для общества", - с чрезвычайно серьёзным лицом добавил Вутен.
Шутки шутками, а главный концерт нашего фестиваля был под угрозой срыва.
Кто ругает фейсбук?
Ученик Стива из Беркли бросил клич в социальных сетях. И в Израиле в Ришон-Леционе нашёлся такой же "безумец", примчавшийся в Эйлат со своей "странной" гитарой.
"Проба пера" получилась гениальной. Опыт, адреналин, любопытство, новый инструмент у Бэйли и гениальный "соучастник" Виктор Вутен плели на концерте такие джазовые косички, которые нам не расплести никогда.
Они плясали, паясничали, безумствовали, дразнили друг друга и нас. А специи в это изысканное блюдо подкидывал Derico Watson.
Мой сосед по зрительному залу и по этому счастью пробормотал: "Да, такие могут позволить себе всё, что угодно. В том числе и быть клоунами!".
Я бы не назвал "клоунадой" умение Вутена прокрутиться вокруг собственной оси внутри гитарного ремня, не прекращая играть. Это невероятный уровень техники, а не лицедейство.
Бесконечные дуэли, с посылками и ответами. Вутен "швырял" в Бэйли лады, а тот виртуозно отвечал на безладовой гитаре.

На майке Вутена красовался бог и учитель бас-гитаристов Джако Пасториус, изменивший мир джазовой музыки вообще и мир бас-гитары в частности. Пасториус когда-то играл на 4-х струнном инструменте, а Бэйли - на 6-ти струнах.
А вот и посвящение мэтру.
Beatles, великие и непревзойдённые. Вот как им отдаёт виртуозную дань Бэйли.
Прекрасный барабанщик Derico Watson задавал невероятный ритм концерту.
А после, как всегда, постконцертная ломка. Лечение "подобного подобным" пришло в ту же ночь.
Вся троица явилась на джем и устроила такую "заваруху" с трио Орана Эткина, саксофонистом Леонидом Сендерским и другими "ночными звёздами", что места было мало и на сцене, и в зале.

Эйлатский паб "Mike's Place" набит до отказа. Мы слушали музыку, обжигались огненной картошкой, запечённой с сыром, заливали всё это ледяным пивом...
И были счастливы, дамы и господа.
Утро следующего дня. И на берегу Красного моря Оран Эткин со своими и израильскими джазменами устроил бесплатный концерт-шоу для детей. Чем я хуже ребёнка? Продрав то, что до бессонной джазовой ночи называлось глазами и нервно щурясь на неизменно лютое (даже в феврале) Эйлатское солнце, мы с Маринкой явились на пляж.
И кроме обещанного трио увидели... вооружённого бас-гитарой Виктора Вутена. Оказывается, ночью он услышал об утреннем шоу и заявил, что обязательно придёт.
Сам.
Без обязательств.
Бесплатно.
И проснулся утром.
И пришёл на берег.
И играл.
И радовался жизни.
А позже и Стив Лэйси трусцой подбежал. Специально, чтобы с Виктором поддержать вашего покорного слугу.

А позже и Стив Лэйси трусцой подбежал. Специально, чтобы с Виктором поддержать вашего покорного слугу.
Где тут записывают в сверх-звёзды? Мало быть гениальным музыкантом для этого. Нужно быть таким Человеком, как Виктор Вутен, и уметь ТАК улыбаться!
А вечером второй концерт Bass Extremes. Или четвёртый за сутки с хвостиком, считая джем и пляж.
У Вутена майка без Пасториуса,

а у Бэйли... другой инструмент! В Израиле нашлась ещё одна шестиструнная безладовая гитара экстра-класса, и хозяин привёз её утренним рейсом в Эйлат.
а у Бэйли... другой инструмент! В Израиле нашлась ещё одна шестиструнная безладовая гитара экстра-класса, и хозяин привёз её утренним рейсом в Эйлат.
Бэйли радовался гитаре, как драгоценной игрушке, а мы оказались на совсем другом концерте.
И опять обмен шуточками, колкостями, вызовами, воспоминаниями.
И музыкой, музыкой, музыкой...
Лэйси: " В Беркли учатся 350 бас-гитаристов. По предварительному анкетированию выяснилось, что по крайней мере половина из них выбрала свой инструмент благодаря Виктору Вутену".
Прощание. Благодарности Стране, и особая признательность рыбкам из Красного моря, на массаж-свидание с которыми водил их художественный руководитель фестиваля Дуби Ленц.
И яростный спор в финале. Вутен утверждал, что рыбки кусали им ноги, а Лэйси, что целовали.
Прошло полгода. Ну и что? Такие чудеса возможны на каждом фестивале.
Паровоз 31-го джазового свистит, пыхтит и окутан паром, но пока не отошёл от перона.
Есть ещё время запрыгнуть на подножку, дамы и господа.