Eduard Markovich (luckyed) wrote in all_israel,
Eduard Markovich
luckyed
all_israel

Category:

Хор мальчиков из церкви Святого Фомы и Гевандхауз-оркестр из Лейпцига. Предрождественский Бах.

Res severa est verum gaudium
Серьёзный труд — истинное удовольствие.
 Сенека      
                 
Дамы и господа!
Знаете ли вы в чём секрет красоты английского газона? Правильно, за травой нужно ухаживать и регулярно подстригать. Лет 200, как минимум...
В честь пятидесятилетия установления дипломатических отношений между Израилем и Германией к нам с гастролями приезжает хор мальчиков из церкви Святого Фомы и Гевандхауз-Оркестр из Лейпцига. С 4-го по 8-е декабря на нескольких концертных площадках Израиля будут исполняться кантаты номер 1, 2 и 6 из Рождественской оратории Иоганна Себастьяна Баха.
При чём же здесь британский газон, спросят любопытные.
             

    Foto: Jens Gerber  
.
Хору мальчиков из церкви Святого Фомы более восьмисот лет!!! Не знаю, сколько восклицательных знаков поставить после такого числа... Он был создан в Лейпциге по инициативе маркграфа Дитриха Мейсенского в 1212-ом году. Одной из вершин в истории хора были годы с 1723-го по 1750-й, когда его кантором являлся Иоганн Себастьян Бах и еженедельно писал для хористов новую кантату.

Сотне мальчиков в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, приезжающим на гастроли, до 800-летия далеко. Разве что, по совокупности. Они живут в интернате, чтобы иметь возможность полноценно репетировать и петь. Плюс традиции, школа, тени предшественников, сами стены обязывают и формируют, воспитывают и учат. Хор не просто хорош или очень хорош. Он является одним из лучших музыкальных коллективов подобного плана в мире. В его репертуаре музыка от Возрождения до современой.
И, несомненно, Бах.

 
  Foto: Roman Friedrich (SINNergy)
   
По сравнению с "почтенно-юным" хором сопровождающий его оркестр "чрезвычайно молод"
, но тоже имеет многовековую историю. Всё началось с общества Гроссес Концерт (нем. Grosses Concert), в 1743-ем году начавшего давать концерты в частных домах. А в 1781-ом на месте Дома гильдии ткачей архитектор Иоганн Карл Фридрих Дауте построил дом для Лейпцигского оркестра, названного Гевандхауз (Суконный двор).
                                   

Сегодня домашняя сцена Лейпцигского оркестра находится в центре рядом с Оперным театром. Его девиз вынесен в эпиграф. В истории оркестра значатся знаменитые композиторы. С 1835 по 1847 год с двухлетним перерывом его возглавлял Феликс Мендельсон. В наши дни симфонический оркестр Гевандхауза дает около двухсот пятидесяти концертов в год. В его репертуаре весь спектр классической музыки.
И, несомненно, Бах.
   
   
    Foto: Jens Gerber
   
Хор из церкви Святого Фомы и Гевандхауз-оркестр сотрудничают, начиная с восемнадцатого века, и успешно концертируют по всему миру. В начале декабря, благодаря юбилею, они приезжают к нам. Дирижировать будет Готхольд Шварц, в 1964 году двенадцатилетним мальчиком начавший петь в Хоре Святого Фомы, а в ныневшем ставший его музыкального руководителем.
Исполняться на концертах в Израиле будет Рождественская оратория, написанная Бахом в 1734-ом году, в то самое время, когда он возглавлял хор, и предназначенная для исполнения во время Рождественских праздников, каждая часть – в один из шести дней Рождества – в церкви Святого Фомы и церкви Святого Николая в Лейпциге. Приведу фрагменты описания с сайта www.belcanto.ru.
   
Рождественская оратория представляет собой собрание из шести кантат, каждая протяженностью 30 минут, проникнутых одним настроением и объединенных последовательным развитием сюжета. Рассказ о рождении Младенца распределен по шести частям оратории следующим образом: 1. Рождение Младенца; 2. Благая весть; 3. Пастухи у яслей Младенца; 4. Младенец наречен Иисусом; 5. Волхвы у царя Ирода; 6. Поклонение волхвов.
           
Оратория открывается торжественным и радостным хором «Ликуйте, торжествуйте», как бы грандиозным порталом, вводящим в повествование. После выразительного рассказа Евангелиста вступает ария альта «Готовься, Сион» (№4), заимствованная из кантаты «Геркулес на распутье». Далее хоралы чередуются с речитативом Евангелиста и арией баса «Великий Бог и сильный царь, возлюбленный Спаситель» (№8), заимствованной из «Музыкальной драмы в честь королевы».
     
2-я часть включает номера с 10 по 23, среди которых выделяются sinfonia в ритме сицилианы, открывающая часть почти импрессионистской звуковой картиной, передающей таинство ночи; нежная колыбельная «Спи, мой любимый» (№19, альт) и радостно оживленный хор «Слава в Вышних Богу» (№21).
                 
6-я часть (№54—64) возвращает к ликующим образам вступительного хора «с трубами и литаврами». В ней особенно обращает на себя внимание разнообразие жанров — фуга (начальный хор), танец (ария сопрано, №57), концертная ария (тенор, №62), и, наконец, завершающий ораторию хорал с развернутым оркестровым заключением в светлом торжественном звучании.
А теперь вернёмся к риторическому вопросу, заданному в начале. "Газон", возделываемый столетиями прекрасен наверняка.
Иначе быть не может, дамы и господа.
Tags: объявления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments