vnu4ka (vnu4ka) wrote in all_israel,
vnu4ka
vnu4ka
all_israel

Categories:

Косов. История общины и синагога в Цфате

В Цфате много интереснейших синагог. Первой синагогой, которую мы посетили во время наших прогулок по Цфату, была синагога Косов, и о ней я хочу рассказать в этом посте.



Сначала немного истории - где находится Косов?

Косов - это центр Косовского района Ивано-Франковской области Украины (до 1772 г. и в 1919–39 гг. в составе Польши, в 1772–1918 гг. —Австрии). В 1939–91 гг. — в составе Украинской ССР.

В 1880 г. в Косове числилось свыше двух тысяч человек евреев (78% населения), в 1921 г. — 2166 человек (51% населения). В 18 в. евреи Косова занимались мелкой торговлей, ремеслами (портняжное, столярное, слесарное и другие), арендовали корчмы, а с 19 в. также торговали зерном и крупным рогатым скотом.

В Косове жили видные хасидские раввины, среди них - основатель хасидского движения Бааль Шем Тов. Можно сказать, здесь зародился хасидизм - в Карпатах, там где тишина, простор и уединение



В Косове был свой хасидский двор, его возглавлял рабби Менахем Мендл Агер (он жил в 1768-1825 гг). Сейчас хасидский двор Косов немногочисленен, есть община в Израиле и в Америке. Из этого хасидута вышел один из самых больших нынешних хасидских дворов: Вижниц.

В 1898 г. на средства барона Гирша в Косове было открыто ремесленное училище. В 1909 г. местная организация "Агудат Цион" основала школу «Сафа брура» с преподаванием на иврите. В 1928 г. городской совет Косова состоял наполовину из евреев, а в 1929–34 гг. городским головой был еврей, доктор Яаков Гертнер. В 1928 г. 40 еврейских ковроделов образовали артель (ликвидирована в 1941 г.). Евреям принадлежали многие предприятия в Косове: мастерская «Гуцульское мастерство» Гильмана, трикотажные фабрики Шниберга и Гунда.



В 1929 г. в Косове был создан еврейский кооперативный банк. В период между двумя мировыми войнами в Косове активно действовали все сионистские партии. В 1934–36 гг. выходил двухнедельник «Косовер штиме». Функционировали еврейское спортивное общество «Маккаби», культурное общество «Мерказ рухани».

Я нашла в сети несколько архивных фотографий из Косова. Вот мальчики из хейдера в Косове на экскурсии в Лаг Баомер в предвоенные годы



Одна из сионистских организаций Косова называлась "Квуцат Авраам" - "Группа Авраама", по имени рава Авраама Ицхака Кука. На снимке молодежь, члены организации фотографируются с его портретом. Часть этой группы переехала в Израиль, поселилась в Кфар Пинес, а позднее основала поселение Кфар Эцион


При советской власти все общинные учреждения в Косове были ликвидированы. К 1941 г. еврейское население города увеличилось до четырех тысяч человек за счет беженцев из западной Польши. С началом советско-германской войны небольшая группа косовской еврейской молодежи присоединилась в 1941 г. к отступающим советским войскам. После вступления в Косов венгерских войск чрезвычайный еврейский комитет совместно с венгерским военным командованием принимал меры к защите евреев и их имущества от местных украинских банд. В Косове нашли убежище еврейские беженцы из Закарпатья. В начале августа 1941 г. власть в городе перешла в руки немецкой военной администрации.

16–17 августа немецкие военнослужащие и украинские полицейские окружили городские кварталы, в которых в основном проживало еврейское население. Все схваченные евреи были построены в колонны и расстреляны. Была уничтожена половина еврейского населения. В апреле 1942 г. 600 евреев были перевезены в Коломыю.

В Коломые есть мемориал в память о погибших евреях города и окружающих населенных пунктов: на памятнике перечислены Снятин, Косов, Делятин, Печенежин, Заболотов, Обертин, Гвоздец, Чортовец, Текуча, Яблонов, Космач



В мае 1942 г. в Косове было создано гетто. В сентябре того же года нацисты совместно с украинскими полицаями провели акцию, в результате которой большинство остававшихся еще в Косове евреев было убито на месте или отправлено в лагерь смерти Белжец. В ноябре 1942 г. город был объявлен юденрайн - очищенный от евреев.

Согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., евреи в Косове не проживают. Единственное, что напоминает о большой общине Косова - это мемориал в память об уничтоженных евреях



и старое кладбище



с могилами косовских раввинов



В середине 19 века группа евреев из Косова прибыла в Израиль, и в 1847 г. построила хасидскую синагогу в Цфате. Синагога эта стоит на площади Косов в самом центре Старого города





"Логотип" косовской общины Цфата на всем: на доске объявления, на предметах в синагоге, на книгах



вход в нее сбоку, маленькая лесенка



и витражная дверь



в молитвенном зале никого - самое прекрасное, что может быть. Не надо извиняться, платить за вход, просить открыть двери, говорить "мы быстро посмотрим и уйдем" и т.д. Здесь все так, как и положено в синагоге: каждый может зайти, дверь открыта. Побыть в тишине, помолиться, вспомнить о тех, памяти которых посвящен каждый камень этой синагоги



старые цфатские окна



и арон кодеш - шкаф для хранения свитков Торы



рядом - место хазана, человека, который ведет молитву





совершенно замечательные там книжные шкафы, я любовалась каждым старым книжным шкафом, не могла насмотреться!



а вот вделанный в нишу шкаф



памятная стена косовской общины - с датами военных лет и мемориальными табличками людей, ушедших в более поздние годы



печка, ей наверное столько же лет, сколько и синагоге



Прощаемся с застывшим в этой синагоге временем и выходим из зала. На пороге, спустившись на пару ступенек к выходу, я обернулась, и вдруг увидела пол синагоги - старые, истертые тысячами ног 160-летние плиты...



Исторические и заграничные фотографии я брала из разных источников: с сайта "Оалей цадиким", из архива "Бейт лохамей агетаот", с мемориального сайта Кфар Эцион. Информацией воспользовалась на этом сайте.
Tags: Цфат, история, синагога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments