dona_anna (dona_anna) wrote in all_israel,
dona_anna
dona_anna
all_israel

Categories:

Возродившиеся из пепла Катастрофы.


В современном динамичном мире, где преемственность и традиция играют все меньшую роль и исчезают на глазах, еврейские хасидские дворы упорно стремятся все это сохранить в самых мельчайших подробностях. Глядя на них можно легко себе представить, как жили наши прадеды и прапрадеды в европейских еврейских местечках навсегда исчезнувших в огне Катастрофы...

Не каждый день происходят встречи двух почти непересекающихся миров частей современного израильского общества, религиозной-ортодоксальной и светской. Тем ценнее эти встречи.

Именно поэтому я постаралась не упустить такую редкую возможность как посещение синагоги белзских хасидов. Как оказалось, не только грандиозная синагога в Иерусалиме, которую мы посетили, но и непосредственное общение с представителем этой очень закрытой хасидской общины оказалось очень впечатляющим.


Рождение общины.

История хасидов из Белза началась около 200 лет назад, тогда же, когда началось движение хасидизма. Население галицийского городка Белз составляли евреи на 62%. Тогда это был крупный еврейский центр в Польше.
Первый возглавившим общину стал адмор (אַדְמוֹ״ר, аббревиатура слов адонену морену ве-раббену: господин, учитель и наставник наш, обычно титул хасидских цаддиков) раввин Шалом Рокеах. Движение хасидизма только начиналось и адмор вместе с другими евреями присоединился к этому движению. В 1817 году он был назначен главным раввином местечка Белз. Сегодня это Украина, Львовская область, тогда была Польша.

Среди хасидов того времени было принято принимать обет бодрствовать 1000 ночей подряд, чтобы учить Тору.



Те, кто проводили 1000 ночей в изучении Торы достигали высокого духовного уровня. Раввин Шалом Рокеах также принял такой обет. Посередине тысячи ночей большая часть его соратников сошла с "дистанции". Не смогли сохранить бодрость и учиться. Только один раввин Рокеах смог учится 1000 ночей подряд.
У евреев не принято учиться в одиночестве, обычно это делают вдвоем. Хасиды рассказывают, что в последнюю ночь, когда раввин Шалом Рокеах остался один, к нему пришел пророк Элиягу. И он обучил раввина таким деталям и подробностям о еврейском Храме, что они запомнились навсегда. Раввин Рокеах решил выстроить в Белзе синагогу, которая будет максимально приближена к Храму. С 1828 по 1843гг. строилась огромная синагога и раввин Шалом Рокеах сам работал на стройке.

Belz hasidic synagogue.jpg
"Belz hasidic synagogue" מאת לא ידוע - Scanned postcard. ברישיון נחלת הכלל דרך ויקישיתוף.

Эта синагога была очень знаменита и с ее изображением печатались открытки. Именно благодаря им мы знаем как она выглядела. Синагога была разрушена во время Второй мировой войны.

Адмор обязан иметь большую семью и передать этот титул своим потомкам, то есть от отца к сыну, от сына к внуку, из поколения в поколение. И по отношению к синагоге первый адмор передал своим потомкам обязанность поддерживать и улучшать это здание из поколения в поколение. В 1885 году первый адмор умер. Следующим адмором стал его младший сын раввин Иошуа Рокеах (не обязательно, что этот титул наследует старший сын) и был на этом посту до 1894 года. Третий адмор, внук первого, раввин Иссахар Дов Рокеах (старший) был на этом посту до 20х годов 20 века, четвертый адмор, раввин Аарон Рокеах, правнук первого, оказался адмором когда началась Вторая мировая война.


В огне Катастрофы.

Как вы знаете, в начале Второй мировой войны Польшу разделили на две части. Одна часть отошла к Германии, другая - к СССР. Граница прошла по реке Солокии, притоку реки Буг. Белз оказался в той части, которая отошла к Германии. Адмор понимал, чем это грозит общине. В праздник Симхат-Тора та часть хасидов, которая была в состоянии, по призыву адмора, бежала через реку, в СССР.

Aharon Rokeach.jpg
"Aharon Rokeach" מאת לא ידוע - yeshiva.org.il. דרך ויקישיתוף.
Четвертый адмор, раввин Аарон Рокеах.

Они оказались в СССР, где никто их не ждал. Спустя 2 года немцы очень быстро вошли в СССР, и хасиды, сбежавшие из Германии оказались под властью нацистов. Вся семья адмора полностью погибла: жена, 9 сыновей, и многочисленные внуки... Сам адмор переезжал из гетто в гетто, пока не оказался в еврейском гетто в Будапеште. Там он прожил 8 месяцев и когда стало стало известно, что что гестапо требует от Венгерского правительства выдать его, он срочно бежал, чудом сев в поезд, в знаменитый Восточный экспресс. Это был последний такой поезд вышедший из оккупированной Венгрии. Все эти чудеса, спасшие ему жизнь, адмор пережил вместе с братом, раввином Мордехаем Рокеахом. Таким образом, от чуда к чуду, в 1944 году они добрались до Эрец-Исраэль.
Два брата без семей оказались в Эрец-Исраэль. Оба немолодые, адмору было 65, он был в состоянии дистрофии. Как многие пережившие Катастрофу, они понимали, что раз им выпал шанс выжить, то надо жить наперекор всему пережитому ужасу. Адмор также понимал, что надо возрождать общину, большая часть которой погибла в Катастрофе. Они снова женились и присоединились к тем хасидам из Белза, которые перебрались сюда еще в 20е годы прошлого века. Всю свою жизнь они помогали евреям, выжившим в Катастрофе и поддерживали их, уговаривая смотреть вперед и создавать новые семьи. И раз они выжили, то должны возрождать свою общину и давать новую жизнь. Адмор женился на вдове адмора из Берегово, погибшего в Катастрофе...
У адмора в новой семье не родилось детей, а у его брата в 1948 году родился сын Иссахар Дов, названный в честь деда. Все были этому очень рады, так как появилось продолжение рода адмора. Через полтора года раввин Мордехай умер. Ребенок воспитывался в семье адмора 9 лет, пока в 1957 году адмор не умер. В то время никого не было в общине, кто мог бы стать адмором. Думали, что на этом община закончится. Но когда племянник четвертого адмора достиг возраста бар-мицвы, он уже тогда поражал всех своими глубокими познаниями. В возрасте 18 лет Иссахар Дов Рокеах (младший) стал пятым адмором общины и продолжает им оставаться до сего времени.
У этого адмора с потомками тоже не так просто. Он прожил с женой 11 лет, пока у них родился единственный сын. У этого сына, слава Б-гу, 13 детей и можно быть уверенными в продолжении этой династии белзских адморов. Это важно для всей этой общины.
Через 70 лет большая семья, которая должна быть у каждого адмора, наконец, возродилась.
Сейчас община белзских хасидов насчитывает 6000-8000 семей, это вторая по величине хасидская община в Израиле, после гурских хасидов.
В отличии от других общин, белзские хасиды постоянно подчеркивают свое возрождение после Катастрофы. Будь то свадьбы внуков адмора или строительство синагоги.


Грандиозная синагога, как символ победы над фашизмом.



Адмору раввину Иссахару Дову Рокеаху (младшему) было очень важно построить новую синагогу в память о старой, как доказательство победы над фашизмом, как доказательство возрождения общины, почти полностью погибшей в Катастрофе.

Но "синагога" весьма условное название для этого грандиозного здания. На самом деле, официально это здание называется "Мировой центр Торы и хасидизма Белз". В нем находится 10 синагог, 2 зала для свадеб, большая библиотека, микве, принимающий 350 женщин, школа-интернат, с проживанием, которая может принять 1000 детей, пекарня. И это еще не все.
Всего в здании 14 этажей, площадь помещений 55 тысяч квадратных метров.
белзские хасиды считают, что их синагога самая большая в мире.
Синагога построена на пожертвования. В течение долгих лет собирали деньги на строительство. Экскурсовод сказал нам, что было потрачено 100 миллионов долларов, но нам показалось, что это явно мало для такого грандиозного сооружения.
Архитектором был член белзской общины Aharon Osterreicher, который занимался проектированием совместно с адмором. Адмор также непосредственно участвовал в строительстве, что хасиды постоянно подчеркивают.

На этих фотографиях хорошо видно, что новая синагога напоминает старую, уничтоженную во время Второй мировой войны.


Вход в синагогу, фото vnu4ka. Когда мы были в синагоге, этот вход был перекрыт из-за того, что разбирали свадебный шатер, о котором ниже.


Так синагога возвышается над Кирьят Белз, кварталом бельзких хасидов, фото vnu4ka. Погулять с vnu4ka по Кирьят Белз можно тут

Синагогу начали строить в 1986 году, закончили в 2000 году. Хотя есть источники, которые утверждают, что закончили в 2002г. Строили почти столько же, сколько первую в Белзе.



Это самая большая синагога, находящаяся в здании. В ней молятся по субботам и праздникам.

В этом зале 2700 сидячих мест внизу для мужчин, кроме того есть места наверху, на балконах. Всего 7000 сидячих мест. Когда собирается очень много народу, и стоят в проходах, то в этом зале молится вместе 10 тысяч мужчин.


Здесь находится огромный синагогальный ковчег, 12 метров высотой, 8 метров шириной, на создание которого пошло 20 тонн бразильского ореха. В нем есть место для 70 свитков Торы, которые лежат специальным образом, как принято именно у белзских хасидов. Но не все свитки Торы находятся в этом шкафу. Сейчас в нем находится максимум 14 свитков, так как молитвы происходят в других помещениях.




Завеса (парохет), традиционно отделяет синагогальный ковчег от молельного зала. В данном случае украшена изображением горящей меноры и винограда, традиционных еврейских символов.




С двух сторон синагогального ковчега стоят четырехсвечники, покрытые золотом.
Принято зажигать 2 свечи в будний день, четыре в субботу и 8 в праздники.


Под стеклянным колпаком находится стул и бюро прежнего адмора, который прошел войну.
С момента, как он попал в Эрец-Исраэль и до своей смерти, он пользовался этими вещами.


Место нынешнего адмора.


Люстры сделаны в Чехии. Их форма усиливает акустические свойства зала. Микрофоны здесь не используются. Хазана хорошо слышно не только в зале, но и на всех балконах для молящихся.


Бима и молодой человек, случайно обнаруживший, что грандиозный субботний зал открыт и захотевший посидеть в нем, пока шла наша экскурсия. Судя по шляпе, он совсем и не белзский хасид.


В этом зале все места персональные, на каждом есть имя. Это имена тех, кто оплачивает это конкретное кресло или пожертвовал большие деньги на строительство.
Те, кто пожертвовал на строительство более миллиона долларов, имеют места в первом ряду.


На некоторых местах есть два имени, одно спереди, другое сзади. Но двое не сидят одновременно на одном стуле. Объясняется это просто: есть тут места тех, кто живет за границей и приезжает только 1-2 раза в год. То есть это место, которым редко пользуется его хозяин. В течении года, когда хозяина нет в Израиле, этим креслом пользуется кто-то другой. Если есть свободное место во время молитвы, то его может занять каждый.


Этот зал высотой 4 этажа. Зарешеченные балконы - это балконы для женщин.


В женской части всего 2000 мест.


Женский балкон.


Перегородка, которая не дает видеть, что происходит внизу.


Реально ничего не видно.


Здесь также именные кресла.




Про свадьбы

За неделю до нашей экскурсии была свадьба третьего внука Белзкого адмора. Такие свадьбы - огромное событие для общины, ведь община ощущает себя одной семьей.

На домах висят праздничные плакаты к свадьбе, и проезжая по Кирьят Белз вам сразу становится понятно, что у них праздник.

Для того, чтобы принять всех желающих поздравить адмора и присутствовать на свадьбе построили специальный зал снаружи синагоги, которое сейчас разбирают.
Как раз из-за этого мне не удалось сфотографировать парадный вход в синагогу.


Видите грузовик внутри зала? Как раз показывает его размер.

12 тысяч мужчин участвовало в свадебной церемонии и находилось в этом временном зале. Женщины были в соседней большой синагоге гурских хасидов. На площади перед въездом в район Бельзких хасидов была поставлена хупа. В церемонии на улице участвовало приблизительно 30 тысяч человек.


Проезд был перекрыт, в Иерусалиме было изменено движение всего транспорта из-за этой свадьбы. Все ехали в объезд.

Прежде всего, в этом огромном мероприятии хасиды видели свое возрождение и продолжение жизни, победу над всеми теми, кто хотел их уничтожить. Продолжение своей веры из поколения в поколение, непрерывно.


Огромный холл синагоги еще не привели в порядок после свадьбы.


Так было у внука адмора, а как же это происходит у простых людей? Об этом нам рассказал наш экскурсовод в синагоге Иехезкель.
Дальше его рассказ:

"Невесту или жениха мы находим с помощью сватовства. У меня есть две дочери-невесты. И они уже посватаны. Мы-родители решаем, кто будет мужьями наших дочерей. Мы получаем предложения, но в конце-концов мы получаем в конце-концов предложение, которое нам подходит. От момента начала решения, что это возможно подходящая кандидатура до принятия окончательного решения проходит 5 часов. Происходит всего одна встреча жениха с невестой, и за 5 часов этот вопрос закрыт. Любовь и романтика начинается после свадьбы. Пара подбирается из прагматичных соображений.
Молодые люди не озабочены этим вопросом, это тяжелая работа для родителей мальчиков и девочек. Мальчики и девочки друг с другом не общаются до свадьбы. Девочки и мальчики в этой общине учатся отдельно."


Наш экскурсовод в синагоге Иехезкель Фридман

"Для первой дочери я получил 50-60 различных предложений. Все это надо было обдумать и рассмотреть, это огромная работа. После окончания Песахальных праздников, родители невесты и родители потенциального жениха, решили, что возможно, будет свадьба. Молодые люди уже знали, что идет процесс, но еще не видели друг друга. Прежде всего я встретился с отцом невесты, для того чтобы обговорить финансовую стороны вопроса: каковы обязательства по поводу расходов на свадьбу (в еврейском мире это всегда строго пополам, чтобы потом не было никаких упреков), это соглашение пишется в письменном виде, составляется и подписывается.
В 19:30 я пошел посмотреть на жениха, в 20:30 прибыли родители жениха, чтобы встретится с моей дочкой, в 21:30 молодые люди встретились друг с другом. В 22:30 моя дочь дала мне знать, что все в порядке. У девушки есть возможность сказать нет, также как и у юноши. В 23:00 все пожали друг другу руки и сказали "мазаль тов". Моей дочке 18,5 лет. По понятиям общины девушки выходят замуж около 18 лет. Юноши женятся в возрасте 20 лет. Считается, что это спасает молодых людей от ненужных романов, разочарований и потери первого чувства. В воскресенье был решен вопрос к 23:00, а четверг была помолвка. После помолвки жених и невеста встречаются снова. После этого они расстаются до свадьбы, которая состоится поздней осенью.
После первой девочки, мне надо выдавать замуж вторую дочку. Девочки близнецы, второй мы уже тоже нашли жениха.
Одного из женихов я знаю лично, второй живет в Бней-Браке, но его знаю через семью. И я навел справки у тех, кто знает его лучше. Все сказали, что это хорошая партия для моей дочки."



Тем, из читающих, кто сразу закричал "какой ужас, эта свадьба без любви", хочу напомнить, что еще 100-150 лет тому назад практически все женились с помощью сватовства, а не только религиозные евреи.


Что происходит после свадьбы?

Каждая семья родителей обязуется дать определенную сумму на квартиру для молодых, например 30% стоимости квартиры. На 70% берется ссуда. Они ищут район, где живут такие же хасиды, и жилье недорогое, например в Нацрат-Элите, за 600 тысяч шекелей в новом районе. Чтобы платить ссуду, молодые должны работать. Молодой человек должен еще сколько-то лет учится в колеле (учебное заведение типа иешивы, предназначенное, в отличие от обычных иешив, для женатых учащихся), там он получает как женатый человек, стипендию. В это время основная нагрузка по заработку будет у его жены.



Она, скорее всего, будет получать минимальную зарплату. Они будут жить очень скромно: машину не покупят, не поедут на медовый месяц за границу, почти не потратят денег на одежду. У них не будет ничего лишнего, но но они будут жить по заветам Торы. Так живет вся община. С течением времени ситуация с зарабатыванием денег становится обратной. Женщина будет заниматься домом, растить детей, а мужчина пойдет работать. В конце-концов не женщина должна содержать семью, это только пока муж учится. Только единицы, самые талантливые, учатся всю жизнь, остальные все работают.
В этом мире все работают, не смотря на то, что нам рассказывают СМИ. Иначе просто не прожить. Важно подчеркнуть, что большая часть религиозной публики работает внутри общины или внутри религиозных районов и части светской израильской публики удобно это не замечать.

В синагоге есть доска объявлений, и я не устояла и сфотографировала два плаката.


Этот призывает учить Галаху ежедневно.


А этот плакат призывает помогать друг другу в поиске работы. Плакат обращается к тем, кто услышал об имеющемся рабочем месте, а сам в нем не нуждается. Организации "Михлоль" просит сообщать ей. Она, в данном случае, играет роль бюро по трудоустройству.

Ортодоксы, если есть возможность и желание, могут получить академическое образование, но не в светских университетах, а в рамках ортодоксального образования. Можно приобрести большой спектр специальностей, получить первую и вторую академические степени. Можно стать бухгалтером, инженером, программистом - кем угодно. Есть также специальности, которые не требуют дополнительной учебы. Можно работать в семейном бизнесе, если есть таковой. Кстати, сват - весьма уважаемая специальность.


О жизненной позиции общины и происходящем вокруг (ответы Иехезкеля на наши вопросы)

Эта часть посещения синагоги была для меня не менее интересна, чем сама синагога и история Белзской общины. Не каждый день есть возможность поговорить с белзским хасидом. И я очень благодарна нашему экскурсоводу Иехезкелю, который прямо и очень открыто отвечал на наши вопросы. Да и сам факт такой экскурсии в синагогу хасидского двора, говорит о некоторой открытости данной общины, что удивительно для хасидских дворов.

Есть ли разница между разными хасидскими дворами?
По большому счету они все последователи Баль Шем Това. Хасид - это человек который должен пребывать в служении Всевышнему и в радости от того что он это исполняет. Поскольку традиция основывается не только на той части Торы, которая записана, но и на устной традиции, которую передавали из поколения в поколение, и она не канонизирована и не дошла до нас в точности, в каждой общине адмор является хранителем этих обычаев. Поэтому есть некоторые различия у разных дворов. Различия ярко проявляются в одежде. Знающий человек по мужской одежде хасида сразу определит к какой общине этот хасид относится.
Есть разные обычаи у разных общин. Например: 23 севана - дата еврейского календаря. У общины Белз в этот день не может быть свадеб, потому что это день поста, который был установлен в давние времена. У соседей же, у гурских хасидов, наоборот принято играть свадьбы, потому что в Магилат Эстер написано, что именно в этот день были посланы письма с отменой всех гонений евреев.
Таких мелких различий очень много.
В наше время нет вражды между хасидскими дворами. Переход из одного двора в другой не запрещен. Но такие переходы большая редкость. Теоретически могут быть и свадьбы между дворами, но такого почти не бывает.

Об отношениях хасидов и митнагдим\миснагдим.
Миснагдим не принимали хасидов долгие годы, практически с самого начала появления хасидизма. Известны скандальные стычки, противоречия, драки. В наше время все это улажено - сандаком на обрезании в семье адмора был раввин Штайман, который является руководителем литовских ортодоксальных евреев, этих самых миснагдим. В Википедии написано, что в "Мировом центре Торы и хасидизма Белз" учатся и молятся не только белзские хасиды, но даже и миснагдим.

О службе в армии.
Взрослая часть общины не хочет, чтобы их дети служили в армии. Они воспитывают молодежь очень закрыто, практически "в пузыре", у них нет выхода в большой мир и если такой молодой человек попадет в армию или в большой мир, то не сможет выдержать. Вот у Иехезкеля две девочки-невесты, они до сих пор не знают, каким образом дети рождаются. Они это узнают перед самой свадьбой.
Община хочет, чтобы ее устои сохранились и в следующем поколении. А в современной армии девочки служат вместе с мальчиками, сексуальные домогательства по отношению к подчиненным не важно какого пола не сходят с газетных заголовков. Хасиды не могут задешево продать свои принципы и бросить своих детей на растерзание современного весьма развратного мира.

О Меа-Шеарим.
Там живет группа ортодоксальных евреев, которые не признают это государство. Во всех остальных отношениях они вполне обычные ортодоксальные евреи. Те, кто регулярно появляется на экранах ТВ, поджигающие мусорные бачки и бросающие камни, вообще, группа из 100 семей, которая как бы заключила соглашение со СМИ, которые заинтересованы в скандальных заголовках и поливании грязью ортодоксов, а эти ортодоксы хотят быть на экранах ТВ. Так сказать, взаимовыгодное сотрудничество. Основная же масса ортодоксов лояльна к государству.

На каком языке хасиды говорят между собой?
Они между собой говорят на идиш.


Чем более хасидский двор или религиозная община закрыты для чужих, тем больше фантазий и сказок будут рассказывать о них в СМИ. Поэтому огромное спасибо экскурсоводу в синагоге Иехезкелю Фридману и экскурсоводу Инне Чернявской, которая сумела организовать экскурсию и привезти нас к белзским хасидам.


И теперь, все-таки, постскриптум: "И исчезнет зависть Эфраима, и враждующие с Йеудою будут истреблены. Эфраим не будет завидовать Йеуде, и Йеуда не будет враждовать с Эфраиймом". Йешайа (11:13)

Самое интересное началось в автобусе, после экскурсии в синагоге. Мнения разделились, некоторые в изумлении говорили: "Обезьяна, а еще и разговаривает" "Ортодоксы, а тоже люди", а другие, прослушав все выше изложенное, упорно возмущалась тем, что "они" не работают! и это были те самые выходцы из бывшего СНГ, которые ни дня не работали в Израиле...

Я бы сказала, что в нашем обществе существует еще одна группа населения, которая очень не любит ультраортодоксов. Это наши так называемые продвинутые "либералы", страшные мультикультуралисты, готовые принять, понять и полюбить практически любого, включая суданских нелегалов и просто арабских террористов. Кроме наших же религиозных ортодоксов, их собственных прямых и кровных родственников.

Вот так и живем...


Очень подробно, интересно и с фотографиями рассказано об истории белзкой общины у vnu4ka тут


На этой экскурсии, кроме посещения синагоги, мы были на Фестивале света в Иерусалиме и гуляли по Мамиле.

Инфа:
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%A1%D7%99%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%91%D7%A2%D7%9C%D7%96
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%94%D7%A8%D7%9F_%D7%A8%D7%95%D7%A7%D7%97
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%A8%D7%9B%D7%96_%D7%A2%D7%95%D7%9C%D7%9E%D7%99_%D7%9C%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94_%D7%95%D7%97%D7%A1%D7%99%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%91%D7%A2%D7%9C%D7%96
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%94%D7%A8%D7%9F_%D7%A8%D7%95%D7%A7%D7%97
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%A6%D7%99%D7%90%D7%AA_%D7%94%D7%90%D7%93%D7%9E%D7%95%22%D7%A8_%D7%9E%D7%91%D7%A2%D7%9C%D7%96_%D7%9E%D7%94%D7%95%D7%A0%D7%92%D7%A8%D7%99%D7%94
http://www.mako.co.il/news-israel/local/Article-a1eab4dea98ce31004.htm
Tags: Иерусалим, синагога, экскурсия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments