Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник (nehag_sus) wrote in all_israel,
Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник
nehag_sus
all_israel

Categories:

О древних городах Циппори и Йодфат и их разной еврейской истории

Развалины древнего города Циппори находятся рядом с одноименным мошавом в Нижней Галилее, в 5 км к северо-западу от Нацерета (н. ц. 176.239). До 48-го г. здесь находилась арабская деревня Сафурийе, а сейчас расположен археологический парк. Начиная с 1985 г. на территории Циппори ведутся раскопки, которые, по всей видимости, ещё долго не закончатся. То, что уже было обнаружено археологами, представляет огромный научный интерес; подробнее об этом – ниже. Даже арабских школьников, деды и бабки которых здесь, по всей видимости, когда-то жили, приводят сюда, чтобы показать им древние мозаики и развалины.

Недалеко от Циппори, рядом с мошавом Йодфат, находятся развалины другого древнего города - Йодфат (н. ц. 1763.2486). То, что от него осталось, было раскопано в 1992-1997 гг. Этот город был главным оплотом еврейских повстанцев против Рима в Галилее летом 67 г. н. э., и его защитой командовал небезызвестный Йосеф Бен-Матитьяху. Город, конечно, пал; все его защитники и члены их семей погибли, а командир сдался в плен. Именно потому как он отказался покончить с собой, мы знаем так много о Восстании 66-74 гг. н. э. Йодфат был разрушен, и никогда не восстановлен. Что же касается Циппори, то его жители открыли ворота Веспасиану; город был пощажён и оставался важным еврейским центром вплоть до арабского завоевания.
 
Тель Шифат – на его вершине находился город Йодфат. Здесь, 20 июля 67 г. н. э., пала Галилея:

 

 

 

Вид изнутри одной из многочисленных пещер в Йодфат:

 

Сначала немного про Йодфат и его командира, Иосифа Флавия (имя это он получил позже, вместе с римским гражданством, которое ему даровали Веспасиан и Тит. На самом деле, его полное римское имя было Тит Флавий Иосиф).

Окрестности Йодфат. Сейчас, как и в древности, здесь выращивают маслины:

 

Гора Ацмон, находящаяся к югу от Йодфат:

 

Город Йодфат, по всей видимости, был основан ок. 100 г. до н. э., после завоевания Галилеи Хасмонеями. Хасмонейский первосвященник и царь Аристобул I, который правил всего один год (104-103 гг. до н. э.), завоевал Галилею и обгиюрил проживавшее в ней арабское племя итуреев.

 

Об истории этого города с его основания и до Великого восстания мы не знаем практически ничего, за исключением того немногого, что могут сказать археологи (раскопки в Йодфат вёл Мордехай Авиам). Так что же известно о городе Йодфат?

Схема города:

 

Карта окрестностей:

 

Вершина холма:

 

Проживали в Йодфат евреи, которые занимались сельским хозяйством, выращивали маслины, пряли шерсть, и производили глиняную посуду. Источников воды в городе нет, а поэтому его жителям пришлось соорудить немалое количество резервуаров для сбора дождевой воды. На территории раскопа – большое количество пещер, которые, по всей видимости, использовались в различных целях, например, в качестве погребов.

Останки городской стены:

 

 

 

Жители были небогаты, жили просто, но еврейский закон соблюдали – в городе обнаружены бассейны для ритуального омовения и каменная посуда, свидетельствующая о важности законов ритуальной чистоты для его жителей. Никаких свидетельств синкретизма археологи не нашли. Были в городе и богатые – стены одного из раскопанных домов были расписаны фресками, подобные которым до этого в нашем регионе были обнаружены только в дворцах и домах иерусалимской знати.

Фрески были обнаружены где-то здесь:

 

Письменных источников, упоминающих Йодфат, весьма немного. Кроме Флавия, он упоминается в талмудической литературе – так, в Мишне, трактат Арахин 9:6, Йодфат (вместе с Циппори) упоминается как один из городов, обнесённых стеной со времен Йехошуа бен-Нун. Он также упоминается в Талмуде в качестве места проживания жрецов из череды Миамина (ВТ, Нида 20а). Короче, весьма небогато.

Осенью 66 г. н. э., после начала Великого восстания, повстанческое правительство в Иерусалиме поручило защиту различных областей Эрец Исраэль назначенным им командирам. Над Галилеей был поставлен Йосеф Бен-Матитьяху, иерусалимский жрец, которому в то время было 29 лет. В соответствии с его "Иудейской Войной", он отправился в Галилею и занялся укреплением её городов и подготовкой повстанцев к приближающемуся вооруженному конфликту с римлянами. В соответствии с другим своим произведением, "Жизнеописанием Иосифа" (т. е., своей автобиографией), он отправился туда для того, чтобы убедить повстанцев сложить оружие. Однако это у него не получилось, и ему пришлось воевать с римлянами. Что на самом деле произошло, остается загадкой.

Пещеры:

 

 

Веспасиан прибыл в Галилею, и после нескольких незначительных столкновений с евреями, осадил Йодфат, в который незадолго до этого бежал Йосеф. Потому как он и является автором "Иудейской Войны", которую он описывает в качестве самой серьезной войны всех времен и народов, то и самого себя он выставляет в качестве наивеличайшего генерала в истории человечества. Осада небольшого горного поселения описывается в мельчайших подробностях, с многократными ударениями на изобретательности, смекалке, мудрости, храбрости и великодушии его командира. Осада началась в июне 67 г., длилась 47 дней, и закончилась 20 июля.

Мордехай Авиам, руководивший раскопками, считает, что описание города Иосифом точным образом совпадает с тем, что они обнаружили в ходе раскопок.

Флавий описывает город так: "Йодфат почти весь расположен над обрывом и окружен с трех сторон ущельем такой бездонной глубины, что, когда смотришь вниз, взгляд не достигает его конца. Единственный подход находится с севера, где город стоит на самом низком склоне горы: когда Йосеф обносил город укреплениями, он включил этот склон в стены города, так что враг не мог захватить господствовавшую над городом высоту. Город до такой степени со всех сторон скрыт горами, что не виден приближающемуся к нему человеку, пока тот не войдёт в город. Таковы были укрепления Йодфата" (Иудейская война 3: 7, 7). Оставшаяся часть 7-й главы 3-й книги Иудейской войны посвящена описанию осады города.

Вот этот "страшный" обрыв:

 

 

 

А вот северный склон:

 

Мордехай Авиам обнаружил останки стены, по всей видимости, возведенной Йосефом Бен-Матитьяху, а также развалины домов.

Оборонительная стена и развалины прилегающих к ней домов:

 

 

На территории города было обнаружено большое количество резервуаров для сбора воды, ритуальные бассейны (микве), печь для обжига керамики и каменные сосуды.

Один из резервуаров:

 

Микве:

 

В одном из резервуаров для сбора воды были обнаружены останки 30 людей самых различных возрастов. Авиам полагает, что это братская могила, в которой через несколько лет после падения Йодфат были захоронены кости погибших во время осады и убитых после взятия города. После раскопок они были перезахоронены в новом месте по всем правилам, подобно тому, как перезахоронили останки повстанцев Бар-Кохвы, найденные в пещерах ущелья Хевер. Флавий пишет, что количество погибших еще до взятия города составляло 40.000 человек. Это – совершенно нереальная цифра, в Йодфате при всем желании не могли бы находиться даже 4.000. Интересно, что недавно у начала тропы на раскоп поставили памятник, на котором вкратце описана история осады, а также сказано, что во время защиты погибли "сотни" повстанцев, что, в принципе, весьма логично. Какой-то недовольный попытался стереть это слово, видимо, посчитав его надругательством над памятью павших. На самом деле надо быть дураком, чтобы верить Флавию в подобных вопросах.

Мемориал у начала подъема на горку:

 

После того, как город был взят, генерал Йосеф получил – вернее, вспомнил о том, что получил - божественное откровение: "Йосеф внезапно вспомнил виденный им ночью сон, в котором Бог возвещал ему о грядущих бедствиях евреев и о судьбах римских императоров. Он же был способен толковать сны и проникать в скрытый смысл двусмысленных речей Бога, ибо был священником и потомком священников и был хорошо знаком с пророчествами священных книг. Как раз в это мгновение исходящее от них вдохновение охватило его и он мгновенно проник в смысл внушающих трепет видений своего недавнего сна. И тогда он обратился с тайной молитвой к Богу: "Поскольку Тебе угодно излить Твой гнев на сотворенный Тобою еврейский народ и передать все милости судьбы римлянам и поскольку Ты избрал меня, чтобы поведать мне о том, что должно произойти, я добровольно предаюсь в руки римлян и буду жить, но я торжественно заявляю, что иду не как предатель, но как Твой слуга"." (Иудейская война, 3:8:3).
Заполучив такой глюк, кто захочет умирать? Вот и Йосеф не захотел: сначала он пытался разубедить своих солдат, которые требовали у него покончить жизнью вместе с ними, а затем (после того, как они это таки сделали), оставшись вдвоем с другим бойцом, убедил его сдаться. После этого, когда Йосеф был приведен к Веспасиану, он приветствовал его в качестве императора. Шансов у Веспасиана на императорский трон было мало, но он все-таки принял "пророчество" Йосефа во внимание. После того, как оно "сбылось", Веспасиан освободил Йосефа из рабства и даровал ему римское гражданство и ещё много других ништяков. Более подробно обо всем этом я писал здесь. Веспасиан такие пророчества коллекционировал, в кампании за легитимацию власти новой династии они были очень кстати.

Другими словами, главный защитник Йодфат оказался совсем не дураком. Он таки понял - хоть и поздно - что воевать с Римом, мягко говоря, неразумно. Несмотря на то, что как личность, в-общем, он мне не очень симпатичен, я полагаю, что здесь он сделал правильный выбор. Слава богу, большинство евреев Галилеи, также сделали правильный выбор и отказались от безумной затеи войны против Рима. К концу 67 г. вся Галилея снова была под властью римлян.

 

Что же касается Циппори, то его судьба сложилась совсем иначе, конструктивненько.

Одна из главных улиц римского Циппори, декуманус:

 

 

 

Раскопки по обе стороны декумануса:

 

 

Языческий жертвенник:

 

Вначале стоит сказать несколько слов о ранней истории города. Впервые он упоминается в контексте периода правления Александра Янная (103-76 гг. до н. э.). В Хасмонейский период Циппори, скорее всего, был главным административным центром всей Галилеи, также как и после римской оккупации Эрец-Исраэль в 63 г. до н. э. Гнеем Помпеем, точнее, начиная с реформы Габиния в 55 г.

Вид из Циппори в сторону Нацерета:

 

Вид в сторону долины Бейт-Нетофа:

 

 

После того, как Марк Антоний и Октавиан назначили Ирода Великого царем Иудеи, он вернулся в Эрец Исраэль, и захватил Циппори в рамках военной кампании против последнего Хасмонейского царя Матитьягу Антигона. Флавий рассказывает что дело было во время снежной бури. После смерти Ирода, во время беспорядков, известных в раввинистической литературе под названием "Война Варра" (פולמוס ורוס), город был взят римлянами и сожжен, а его население продано в рабство. Этот балаган был спровоцирован камрадом по имени Иуда Бен-Хизкиягу.

Возможно, здесь находился городской архив:

 

Сын Ирода Великого, Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Переи (северного Заиорданья), укрепил Циппори, переименовал его в "Автократорис", превратил его в "орнамент всей Галилеи" (Древности 18: 27), и проживал в нём до того, как основал новую столицу, Тверию. Он также нанял кучу ремесленников для работы в Циппори, и многие исследователи полагают, что батька Иисуса Христа здесь тоже камни таскал и доски стругал. Как уже было сказано выше, в период Великого восстания жители города решили, что воевать с римлянами бессмысленно, и сдались Веспасиану. В период правления императора Адриана (117-138 гг. н. э) город был переименован в Диокейсарию. В соответствии с Иерусалимским Талмудом (трактат Килаим 9:4, 32б), в конце II в. н. э. патриарх и редактор Мишны, р. Йехуда ха-Наси перебрался в Циппори вместе с Санедрином, и прожил здесь семнадцать лет, до самой своей смерти. В Циппори был отредактирован и опубликован первый, основополагающий, документ раввинистического иудаизма, Мишна.

Главная улица города, кардо:

 

 

Начиная с 1990-го г. и по сей день раскопками в Циппори руководит мой хороший знакомый проф. Зеэв Вайс, с которым я провел три года в составе одной исследовательской группы.

Зеев Вайс:

 

Для него Циппори – это идеальное место, потому как Вайс, с одной стороны, в отличие от многих знакомых мне археологов, любит и даже умеет читать тексты, а, с другой стороны, ему реально повезло в плане находок.

Греческие надписи Византийского периода, упоминающие епископа Евтропия:

 

 

На протяжении всего Талмудического периода, Циппори оставался важным еврейским центром. Епископ Кейсарии, Евсевий, описывает Циппори в IV в. как "город убийц Господа", т. е., евреев. Из талмудической литературы мы узнаем, что в городе проживали многие известные мудрецы, например, р. Эльазар Бен-Азария, р. Халафта, р. Йоси Бен-Халафта, р. Йоханан Бен-Нури и другие.

Из раввинистической литературы нам также известно, что в городе проживали иудео-христиане, и про них рассказываются забавные байки.

Мне особенно нравится история про то, как р. Элиэзер был арестован римскими властями за "ересь" (מינות) – скорее всего, имеется в виду христианство -, но благополучно отпущен. Когда его ученики стали успокаивать его, что типа все нормально, он не мог успокоиться. Тогда р. Акива сказал ему: "Может быть, ты узнал какую-то ересь, и она тебе понравилась, и по этой причине тебя арестовали за ересь?" Он [Элиэзер] сказал ему: "Акива, ты мне напомнил [кой-чего]. Прогуливался я однажды по верхнему рынку Циппори, и нашёл человека из учеников Йешу ха-Ноцри, имя ему Йааков из Кфар Сихная [или Кфар Сама]. Он сказал мне: "У вас в Торе написано "Не вноси платы проститутки и цены пса [т. е., проститута-педераста] в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо и то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим" (Дварим 23: 18)". Так что же с ними [с этими деньгами] делать?" Я сказал ему: "Они запрещены". Он сказал мне: "Они запрещены для жертвоприношения, но разрешены для уничтожения". Я сказал ему: "Ну, так и что же с ними делать?" Он сказал мне: "Пусть делают из них [общественные] бани и туалеты [в другой версии: толчок для первосвященника]". Я сказал ему: "Грамотно ты сказал…" Когда он увидел, что я согласился с его словами, он сказал мне: "Так учил меня Йешу ха-Ноцри: "…ибо из платы проститутки были они созданы, и в плату проститутки возвратятся" (Миха 1: 7). Из говна пришли, и в говно возвратятся – пусть делают на них общественные туалеты". И тема эта понравилась мне, и из-за этого повязали меня за ересь." (Основано на Вавилонском Талмуде, трактат Авода Зара 16b-17a и мидраш Кохелет Рабба 1: 8, 4a).

В Иерусалимском Талмуде, трактат Санхедрин 25d, рассказывается о том, как р. Йехошуа Бен-Ханания повстречал "еретика" (מין) на одной из улиц Циппори, который подбрасывал в воздух птицу, а ловил обратно ягненка. Короче, можно сказать с уверенностью, что жить в Циппори было нескучно.

Несмотря на то, что в литературных источниках Циппори описывается как преимущественно еврейский город, нет никакого сомнения, что в городе проживало немало язычников, а также христиан. Вопрос о том, каково было численное соотношение между этими группами в различные периоды, остается неразрешенным. Однако, археология демонстрирует что Циппори периода Поздней античности представлял из себя немыслимо безумную смесь иудаизма, язычества и христианства.

Знаменитая "Мона Лиза" из "Дома Дионисия":

 

 

Одной из наиболее важных и интересных ранних находок в Циппори является так называемый "Дом Дионисия", находящийся на вершине холма. Название это дали ему из-за того, что на полу в центральном зале этого дома была обнаружена очень качественная и красивая мозаика, посвященная богу Дионисию. Выполнена она грамотно, со знанием темы. Видно, что тот, кто её заказал, вплотную интересовался Дионисием и его культом.

 

 

 

 

 

Дом был построен ок. 200 г. н. э., и принадлежал весьма богатому и солидному человеку. Мало того, он находился в еврейском районе. Вайс предполагает, что вполне возможно, что это – дом р. Йехуда ха-Наси, редактора Мишны и еврейского патриарха, который как раз в это самое время переехал в Циппори. Мало того, интересно, что после того, как Вайс эту свою идею опубликовал, на него практически никто из учёной публики не наехал. Уже много лет назад, проф. Мортон Смит писал о том, что некоторые евреи отождествляли Яхве с Дионисием. Как мы убедимся ниже, то что многие евреи отождествляли Яхве с Гелиосом – нивапрос. Почему бы они также не могли отождествить его с Дионисием?

В доме был частный толчок, большая роскошь по тем временам. Надпись гласит: "Будь здоров!":

 

В Циппори были обнаружены также и другие мозаики, например вот эта, изображающая героя греческой мифологии, Орфея, найденная в триклинии одного из больших домов:

 

 

A вот это – специально для тех, кто думает, что евреи в древности не могли изобразить такое в своих домах. Как можно удостовериться из этой мемориальной таблички, богатые современные евреи пожертвовали бабки на реставрацию языческой мозаики, в честь бат-мицвы (!) своей дочери:

 

Орфей, несмотря на то, что был героем языческим, среди евреев тоже был весьма популярен – например, иудео-эллинистический автор Артапан писал, что Моисей был учителем Орфея, а другие еврейские авторы периода сочиняли еврейские стихи и задним числом приписывали их Орфею. И это – только часть свидетельств о его популярности среди евреев. Так что вполне возможно, что и этот дом, построенный во второй половине III в. н. э., принадлежал еврею. Однако, конечно, это далеко не факт.

Недалеко отсюда находится так называемый "Дом праздника Нила", и в нём тоже несколько мозаик, потрясающих красотой и качеством. Это – общественное здание, но опять же непонятно, каков его характер в религиозном плане. Здание было сооружено в V в. н. э., т. е., в Византийский период, но при этом все мозаики в нём – языческие. Так, на одной из них изображен кентавр, держащий надпись на греческом "Бог помогает":

 

Формула эта встречается у евреев, самаритян и христиан, но потому как здесь провозглашает её кентавр, не очень понятно, о какой религии идёт разговор. Я все больше склоняюсь к мысли, что для многих людей в тот период, особой разницы между религиями не было. На другой огромной мозаике изображено празднование Нильского праздника, и опять же, весь репертуар – языческий.

 

 

 

 

На другой мозаике в том же здании изображены амазонки:

 

Одной из очень недавних важных находок были останки языческого храма, прилегавшего к одной из главных улиц города. Храм был построен во II в. н. э., а в VI в. н. э. на его месте построили христианскую церковь. В настоящий момент раскопки и анализ находок еще не завершены, а поэтому сказать что-то определенное насчет этого храма сложно. Вайс обещал опубликовать отчет об этом храме и церкви к концу 2010 г.

Останки храма, и церкви, сооруженной на его развалинах:

 

Ступеньки, которые некогда вели в храм:

 

Одна из стен церкви, построенной на развалинах храма:

 

 

Однако, вне всякого сомнения, самым важным археологическим открытием, сделанным в Циппори, является синагога, обнаруженная летом 1993 г. и датируемая ранним V в. н. э. А дело было так – Израильское управление заповедниками и национальными парками собиралось превратить Циппори в Национальный парк, и для этого необходимо было соорудить туалет. Работники управления посоветовались с археологами, где лучше всего это сделать, т. е., где, мол, находится место, в котором вы не собираетесь копать. Археологи указали на место, приехал бульдозер, и копнул. Когда он поднял свой ковш, присутствующие сразу заметили, что он зачерпнул тессеры – камушки, из которых сделана мозаика. После долгих споров, было решено копать, и в результате была обнаружена шикарная синагога с одной из самых интересных синагогальных мозаик, найденных до сих пор. Эта мозаика была названа "самым важным открытием в области древнего еврейского искусства после синагоги в Дура-Европос".

В 2005 г. Вайс опубликовал шикарный том, посвященный этой синагоге и её мозаикам. По большому счету, композицию можно поделить на три части – внизу изображены сцены из Танаха, такие, как "Акеда", и, возможно, посещение Авраама ангелами.

 

 

В центральной части изображен зодиак, посреди которого бог Гелиос (здесь изображен как солнце) скачет на своей квадриге.

 

 

 

 

В верхней части изображены сцены и аттрибуты из еврейского культа, а также две меноры, фасад храма, и два льва, держащих в своих лапах по бычьей голове. Мозаика также содержит несколько надписей на иврите, арамейском и греческом (надписи, в-основном, благодарственные - за исключением подписей под знаками зодиака, временами года, и такими предметами, как "масло, "трубы" и т. п.

 

 

 

 

 

Вайс полагает, что мозаика является своего рода иконографической проповедью, в которой ударения поставлены на божественные обетования еврейскому народу, мировое господство еврейского бога (изображенного в качестве Гелиоса), и надежду на восстановление еврейского храмового культа. В принципе, мне кажется, что его интерпретация звучит убедительно.
Раскопки в Циппори продолжаются, и неизвестно, сколько еще сюрпризов может преподнести нам этот древний город.

 

Tags: Галилея, археология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments