Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник (nehag_sus) wrote in all_israel,
Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник
nehag_sus
all_israel

Categories:

Самаритянская синагога в Хирбет эс-Самара, или Еще одна жертва археологических раскопок

Не так давно я написал короткий отчет о посещении развалин самаритянской синагоги в эль-Хирбе, неподалеку от поселения Шавей Шомрон в Самарии. На этот раз я расскажу о развалинах другой самаритянской синагоги, находящихся в Хирбет эс-Самара (Дир Сарур), немного южнее поселения Эйнав (н. ц. 16099.18726). Для того, чтобы попасть к развалинам, надо свернуть с 557 дороги на джиповку, ответвляющуюся от неё в двух км юго-западнее въезда в Эйнав. Доехать до самих развалин на обычной легковой машине сложно, стоит оставить её у подножия холма, на вершине которого находятся развалины. Отсюда до развалин – пять минут ходьбы.

Должен сказать, что масштабы раскопанной синагоги весьма впечатляют. Eсли принять во внимание мозаики, обнаруженные здесь, и находящиеся сейчас в "Музее доброго Самаритянина", то это, пожалуй, одно из наиболее интересных древних зданий в Израиле. Что поделать – оно находится в малопосещаемом и трудно охраняемом районе нашей страны, а посему постепенно превращается в помойку, подобно многим другим местам, раскопанным археологами, а затем оставленным голышом под открытым небом. Место расчищено, фотографии раскопа сделаны, мозаики успешно вынуты, отреставрированы, и перенесены в музей, отчеты опубликованы. Хирбет эс-Самара больше никого не интересует.

Эта мозаика не представляет особого интереса, поэтому ее оставили in situ:



Вид изнутри синагоги:



А вот это - рисунок мозаики, выполненный Таней Слуцкой (так написано в левом нижнем углу), которую перенесли в музей:





Кликабельная карта района:



Не поймите меня неправильно – я совершенно помешан на археологии и древней истории, и для меня каждое археологическое открытие и неожиданная находка – праздник. Я готов рискнуть жизнью ради того, чтобы добраться ещё до каких-нибудь древних развалин, и когда мне это удается, я впадаю в транс. Разговор не о важности археологичских раскопок. Дело в том, что в последне время я всё больше задумываюсь, что будет с десятками подобных раскопанных древностей через десять-двадцать-тридцать лет. И чем больше задумываюсь, тем больше понимаю, что на их месте ничего не останется. Потому как они не сохраняются и не охраняются, всё будет растаскано, разбито, засрано и обоссано.

Общий вид спереди:











Апсида:





Подсобные помещения:



К востоку от апcиды также находится микве, сейчас практически полностью заросшее сорняками. То, что осталось от микве:



Другие здания на территории поселения:



Пещера:



К тому же, археология – молодая, постоянно развивающаяся наука. Что останется новым поколениям археологов, кроме как посмотреть на загаженные и изуродованные развалины, примитивно раскопанные и ещё более примитивно исследованные их предшественниками (т. е., нашими современниками), и заваленные кучами дерьма, и процедить сквозь зубы: "Вот сука блять дебилы!" Так может, было бы лучше, если бы всё это не было бы найдено и раскопано вообще?





Дальнейшее описание древне-самаритянского поселения в Хирбет эс-Самара в этом отчёте основывается на главе про самаритянские синагоги в I. Magen, The Samaritans and the Good Samaritan (JSP7; Jerusalem: Staff Officer of Archaeology – Civil Administration of Judea and Samaria – Israel Antiquities Authority, 2008), 142-67. Отсюда же взяты чертежи, черно-белые фотографии раскопа и фотографии и рисунки мозаик.

Фото раскопа (кликабельно):









Итак, в Византийский период здесь, по всей видимости, находилось одно из наиважнейщих самаритянских поселений, общая площадь которого составляла 30 дунамов. Маген называет его "Римским поселением", не объясняя, что имеет в виду. Я так полагаю, что в свете других его исследований (например, про еврейскую синагогу в Сусии, на юге Хевронской области), он намекает на то, что и синагога в эс-Самаре изначально была каким-то римским оборонительным сооруженим. Однако возможно я ошибаюсь.























Это поселение было обнесено стеной (по всей видимости, со сторожевыми башнями), и на его территории были обнаружены как минимум шестьобщественных зданий, сооруженных из огромных тесаных камней. Синагога ориентирована на восток, по направлению к святой для самаритян горе Геризим (которая даже видна отсюда). Маген делит синагогальный комплекс на пять частей:
1) неф с полукруглой крышей и апсидой на востоке;
2) нартекс (притвор);
3) большой полукруглый атриум (двор);
4) северный двор;
5) различные комнаты к югу и к востоку от нефа.







Маген считает, что синагога была построена здесь в раннем IV в. н. э., на месте предшествовавшего ей общественного здания (II-III вв. н. э.), назначение которого неясно. В ходе одного из Самаритянских восстаний, синагога была разрушена (скорее всего, в период правления императора Юстиниана, 527-565 гг. н. э.). Самарияне вернулись и восстановили синагогу в конце Византийского периода, также как и синагогу в эль-Хирбе и в Кдумим.

Вне всякого сомнения, наиболее интересной находкой в синагоге является её необычайной красоты мозаичный пол. Центральная часть мозаики была 4.85 метра в ширину и 14.5 метра в длину. К сожалению,большая часть мозаики не сохранилась, но даже то, что сохранилось, весьма и весьма впечатляет. В середине нижней центральной части мозаики сохранилось изображение Храмового фасада, весьма похожее на еврейские изображения Храма. Еще одно великолепно сохранившееся, изображение Храмового фасада было обнаружено под рядом каменных сидений в южной части синагоги (сидения были сделаны в более поздний период). Стоит отметить, что в отличие от еврейских синагогальных мозаик, самаритяне довольствовались флоральными мотивами и избегали каких-либо изображений животных или людей. По всей видимости, и в Византийский период они продолжали придерживаться строгой интерпретации второй заповеди ("Не сотвори себе кумира и т. д."), подобно тому, как её придерживались евреи в период Второго Храма.

Неподалеку от синагоги также находятся развалины зданий, пещеры и резервуары для сбора воды. Пейзаж, открывающийся с холма, просто завораживает своей пасторальностью.

 

Как жаль, что вместо того, чтобы обнести эти развалины забором, и создать здесь музей, всё это валяется под открытым небом, и отдано на произвол стихий и местных варваров.

Tags: Самария, археология, синагога
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments