dona_anna (dona_anna) wrote in all_israel,
dona_anna
dona_anna
all_israel

Шомронские покатушки, часть вторая - прекрасная.


Про мужественную половину человечества, встреченную на экскурсии по Шомрону, я рассказывала в первой части, а теперь про прекрасную, про дамскую.
Если можно так сказать, есть женщины в еврейских селениях. И какие женщины... Не то что там коня на скаку или пожар потушит, а 20 дунамов земли обработает одна, параллельно родив и вырастив 10 человек детей.... Или построит дом своими руками, наравне с мужем и создаст домашний свечной заводик по производству мыла и натуральной косметики. И должна заметить, что поставляют таких женщин в наши поселения Иудеи и Шомрона глубоко левые организации, типа "Шалом Ахшав" и Мерец.
И женщины эти - спортсменки, комсомолки, поселенки, и наконец просто красавицы.
Не верите? Тогда загляните под кат:)



Впервые в жизни говорю спасибо организации Шалом ахшав, и как это язык поворачивается?:)

В качестве эпиграфа:
Когда-то, больше 20 лет назад на израильском ТВ была знаменитая передача "Дан Шилон в прямом эфире", ток-шоу. Я тогда уже слегка освоила иврит и перешла от чудесных детских передач типа "Парпар нехмад" к новостям и ток-шоу. Ток-шоу Дана Шилона были для меня школой израильской жизни и неистощим источником информации в самых разных областях. Интернета-то еще не существовало:) Специально для израильтян: в те времена передачи Д.Шилона почти не несли в себе политический посыл и их было приятно смотреть, он умел подбирать участников.
Так вот, в одной из передач посвященных религии, а у нас любят потрендеть на эту тему, среди совсем не религиозной публики, сидели два весьма религиозных молодых человека, в шляпах, бородах и пейсах, ну как у нас полагается, вы же знаете...
В какой-то момент Д.Шилон попросил их рассказать свою историю, и они рассказали.
После армии два совершенно не религиозных парня вдруг занялись богоискательством. И первое что приходит в голову молодому израильтянину? Податься в Индию: медитации, гуру, Будда, Кришна, йога, монастырь. И подались, и продвинулись в своем богоискательстве так сильно, что уже стали почти буддийскими монахами. Но чтобы подняться на последний уровень, они должны были участвовать в специальном посвящении. Их пригласили на церемонию, основным моментом в которой было поедание мозга живой обезьяны...
И тут парни быстро вернулись в Израиль и заодно в и религию иудаизм, стали нормальными конвенциональными ортодоксальными евреями...


Так к чему это я, когда обещала рассказать про женщин? Типа склероз, уже забыла с чего начала? А вот и нет!

Встреча №1


Это невероятная Рахель Циммерман. Я думаю, в Шомроне ее все знают. Она знаменитая еврейская крестьянка, мать 10х детей. Я была в ее хозяйстве уже второй раз и опять была просто потрясена ее невероятной изобретательностью и энергией. Но сразу скажу, начинала она свою жизнь в Израиле в качестве добровольца "Шалом ахшав", куда послал ее, как вы уже догадались, ее "гуру". Но судьба или Всевышний распорядились по-иному, и на демонстрации против еврейского поселения в Хевроне она встретила Мирьям Левингер, вдову недавно скончавшегося раввина Левингера (за''ль) и понеслось: религия, муж, дети, хозяйство... А могла бы до сих пор счастливо стоять у кого-нибудь пропускного пункта в компании "Женщин в черном" и обзывать израильских солдат оккупантами и плевать в их сторону.

О Рахель и ее хозяйстве с необыкновенно интересными патентами, я довольно подробно писала 3 года назад тут, сейчас расскажу только о ее новых сельскохозяйственных идеях и достижениях.


На въезде в Хозяйство Циммерман нас встречает плакат, который говорит, что здесь соблюдается шмита (ивр. ‏שמיטה‏‎‎‎, также называется субботний год): седьмой год семилетнего сельскохозяйственного цикла, предусмотренного Торой для Земли Израиля. Во время шмиты земля остается под паром, и все сельскохозяйственные работы, в том числе пахота, посадка, обрезка и сбор урожая, запрещена.
А Рахель трудится, что-то выращивает... Как же так? А вот как: на земле нельзя, а на воде и брикетах можно!


Новшество, поразившее меня в пятку, это аквапоника, совместное выращивание рыбы и растений. Первыми выращивали растения и рыб ацтеки на заливных полях. Ацтеки выращивали рыб с кукурузой, а Рахель нашла наиболее удачные сочетания, такие как
карпы вместе с листовым салатом, декоративные рыбы с клубникой, тиляпия с кинзой и петрушкой.
Я уже много раз писала какая проблема с водой в нашем сельском хозяйстве: воды не хватает. А они таким образом экономят воду, ее используется меньше в 2-3 раза и урожая получают в 2 раза больше.
К сожалению, мы не увидели аквапоники в действии - Рахель только что собрала урожай.


Очень плохие фотографии получились через сетку, но тут видна рассада для следующих посадок.


Надо сказать, что обычные теплицы Рахель, о которых я рассказывала в прошлый раз, очень пострадали полтора года назад во время суровой зимы. Как я понимаю, их раздавил выпавший снег, который бывает в Шомроне не так часто, а теплицы на него не рассчитаны. Нам не сказали, будут ли они восстанавливать старые теплицы, а пока показали совсем новые.
Это уже не первый кризис, который переживает Хозяйство Циммерман. Но я совершенно уверена, что как они преодолевали предыдущие, так и с этим справятся.


Новые теплицы, там выращивают на смеси удобрения и наполнителя, на брикетах. К сожалению подробности технологии нам не рассказали, так как Рахель предложила на продажу свою продукцию и все на нее набросились.


Самое потрясшее меня новшество, это производство биогаза (метана).
Глубоко в землю вкопан огромный резервуар из 4х отделений, он имитирует коровий желудок, как нам объяснила Рахель. В качестве сырья берут навоз от имеющейся коровы, отходы сельскохозяйственного производства, воду от производства сыра и творога. Происходит брожение, как у коровы в желудке, при этом вырабатывается газ метан.
Я совсем не специалист, чтобы рассказать об этом более подробно, но можете погуглить - в сети есть бытовые установки для производства метана. Рахель и ее семья используют газ и для бытовых целей и для сушки продукции.
Оказалось, что то что остается после брожения и выхода газа, прекрасное удобрение и они добавляют это удобрение в воду и используют ее для выращивания на гидропонике.
В общем, автономное безотходное производство.


Как Рахель решает водную проблему я уже рассказывала в прошлом посте, но немного повторюсь. Это относится к обычным годам, не к субботнему году.
Теплицы накрыты сеткой, чтобы дождь попадал прямо в теплицу. Вода сохраняется в земле еще несколько месяцев, поливать не надо.
Бассейн, где выращиваются декоративные аквариумные рыбки. Воду они собирают сами, а не берут от Мекорот, израильской водяной компании. Так дешевле. Хочу заметить, что по израильским законам, нельзя собирать воду с земли частным образом, она принадлежит государству. Но можно собирать воду с крыш. Вот семья Циммерман и ее соседи собирают воду со своих крыш для этого бассейна. После того, как рыбки будут выловлены и проданы, вода идет на полив и на удобрение - в ней же остались продукты жизнедеятельности рыбок:)
Рахель решила изучить еврейские первоисточники и узнать, как же наши предки на этой земле выращивали овощи и фрукты. Здесь всегда были большие проблемы с водой. Например, в Мишне описано как выращивали зелень и овощи между плодовыми деревьями. Овощи поливают, и та вода, которую не используют корни овощей, используют корни деревьев. И так они выращивают рядами, например: ряд слив, ряд кусты малины, абрикосы, под ними клубника, яблони, под ними артишоки. И таким образом они экономят воду.


Это продукция Рахель. Все, что вы видите, сделано сегодня. Каждая упаковка стоит 10 шекелей. Тоже хороший маркетинговый ход. Продукция разнообразная: сушеные помидоры, маслины с пряностями, сгущенное молоко, орехи с финиками и инжиром, ледер, черкесский сыр, очень вкусные йогурты. А также то, что я не запомнила:)
Все продукты этой фермы экологически чистые.
Рахель работает без посредников, сама продает постоянным покупателям и экскурсионным группам.
После 15 лет выращивания свежей продукции, Рахель задумалась, как же наши предки привозили свои овощи, фрукты и молочные продукты в Храм, ведь тогда не было холодильников. Оказывается, они высушивали овощи и фрукты и привозили уже сушеными. Также теперь делает и Рахель. Сушит она все на солнце, летом. Овощи и фрукты. А из молока делает молочные продукты. Вес уменьшается в 10 раз, а срок хранения увеличивается в 100 раз.
Для получения ледера используется метан, который они сами получают.


А это корова, которая дает не только молоко, но и навоз, который используется для производства метана.


Мы были в гостях у Рахель на Песах и цвела груша.


Из хозяйства Циммерман хорошо виден поселок Итамар, где живет Рахель и ее семья.
В основном, сейчас в хозяйстве работает Рахель и ее муж. В прошлый наш приезд Рахель, фактически, была одна, а ее муж занят был уходом за своими престарелыми родителями.
Почему же сейчас они работают вдвоем, когда у них 10 детей? Ответ прост: 3 дочери замужем, 1 сын в армии, 1 после армии учится в иешиве далеко, остальные 5 младшие, учатся в школе и родители хотят, чтобы они учились, так что хозяйство в основном на Рахель и ее муже.
Но Рахели мало забот по хозяйству и каждый день она пробегает несколько километров, просто чтобы быть в тонусе.


Для тех кто не знает, основная часть земли в Шомроне вот такая...


Или такая.
Чтобы сделать ее пригодной для сельского хозяйства надо очень и очень потрудиться...


Встреча №2


Это Ади Леви. Она еще не столь знаменита как Рахель, но явно идет по ее стопам:) Из левой тель-авивской атеистки с помощью Индии, она тоже превратилась в правую религиозную поселенку.
Ади из Холона, выросла в очень левой не религиозной семье. До 18 лет жила как в пузыре, так она о себе говорит. Участвовала в молодежном движении партии Мерец, после убийства Рабина была на "Площади слез", чтобы осудить "убийство мира".
И хотя она определяла себя, как атеистку, видимо, в глубине души у нее был интерес к богоискательству, к поиску духовного начала в жизни. В 18 лет она пошла в армию и услышала, что есть и другие мнения о происходящем. После армии она увлеклась восточными духовными учениями и отправилась, естественно, в Индию, чтобы осуществлять свои духовные искания, как это принято у израильской молодежи. Там она собиралась поселиться в буддийском монастыре, чтобы серьезно заняться религией. Но в какой-то момент поняла, что это не ее. Но интерес как я бы сказала, удовлетворен не был, и она постепенно стала интересоваться иудаизмом и в 27 лет вернулась... в религию.


Муж Ади Орен родился и вырос в городе Ариэле (на фотографии Ариэль, над арабской деревней). Его семья одна из первых семей жителей этого города. Семья правая, не религиозная.
Орен тоже вернулся в религию, они поженились с Ади и стали думать, где поселиться.


Орен предложил, естественно, Шомрон, но Ади казалось, что жить в поселении страшно, что живут там агрессивные люди... Но оказалось, что это прекрасные места, недалеко от центра страны, с очень доброжелательными жителями и в результате они поселились в Кфар-Тапуах (на фотографии). Как ни странно, именно в Кфар-Тапуах представлены разнообразные политические и религиозные направления и здесь всех принимают.

Свой дом они построили сами, своими руками.


На одной стене салона в доме Ади и Орена висят два портрета, один Любавичского ребе, второй...


...раввина Овадии Йосефа.

Приятно видеть их рядом. Они символизирую два начала религиозного еврейства, ашкеназийское и сефардское.

...в 1981 году Израиль стоял на грани гражданской войны между ашкеназами и сефардами. Ситуация была ужасная. Прошло 33 года, очень краткий срок по историческим меркам, и бюро переписей объявило, что уже не в состоянии определить, кто из израильтян принадлежит к какой группе: смешанные браки стали таким повседневным явлением, что практически каждая семья в Израиле стала смешанной. Дан Шифтан, из выступления на благотворительном обеде в Лондоне в пользу Центра еврейской жизни

Вот Ади с Ореном представляют собой наглядный пример объединения двух направлений еврейства в одной семье.


Ади в своем домашнем магазинчике.

Идея стать производителями мыла появилась после того, как после рождения старшей дочери Альмы, Ади получила в подарок от близкой подруги натуральное мыло ручной работы. До этого ей было совсем непонятна и незнаком натуральная косметики ручной работы. Это мыло напомнило мыло каким они пользовались в детстве. Самым поразительным был запах, он был просто сногсшибательным, непохожим на запах обычного заводского мыла. Оба, и Ади и Орен страдали от сухости кожи рук и очень часто пользовались кремом. После регулярного пользования натуральным мылом они с удивлением обнаружили, что крем им не нужен.
Тогда они стали интересоваться, из чего же сделаны разные виды мыла, чем они отличаются.
Оказалось, что натуральное мыло сделано из растительных масел, преимущественно из оливкового. Это мыло питает и увлажняет кожу. Промышленное мыло состоит из ингредиентов, которые удаляют с кожи жир. Все обычное мыло содержит компонент под названием SLS, который создает мыльную пену, которая красива в рекламе, а на деле он удаляет наши природные жиры и сушит кожу.


Свою продукцию Ади делает тут же, на своей домашней кухне.
Мыло Альма делается из кокосового масла, пальмового масла и в основном из оливкового масла. Оливковое масло местное, шомронское. Три вида масел смешиваются и к ним добавляется вода и каустическая сода, все смешивается вместе. Затем выливается в формы для сушки.


Формы для сушки Орен сделал сам.


Какое-то время мыло подсыхает в этих формах.


С помощью ножовки, на которую Орен натянул проволоку, Ади режет мыло на куски.


Тут же в комнате мыло кладут на полки сохнуть.




Они делают 5 видов мыла, подробнее на иврите тут.
Насколько мне понравилось это мыло, не спрашивайте. Купила, но еще не пробовала. Пахнет хорошо:)


Кроме того, Ади производит разнообразные кремы, пилинги, маски для лица...


А также натуральный дезодорант...

Кроме того, Ади принимает экскурсии и проводит семинары по изготовлению натурального мыла.

Сайт "Мыла Альма" http://sabonbealma.com/ (иврит)


Внимательно прочитав их рекламу на иврите, я обнаружила, что семейство Леви еще и пиво варит. Но об этом они нам ничего не рассказывали и не наливали:)


"Очень страшные поселенцы" - дети Ади и Орена.


И в заключение:
Юноше и девушке, обдумывающим куда податься, где поискать духовные корни, скажу просто: начните со своих родных корней, и уже потом приступайте к мозгу живой обезьяны...



Экскурсоводом был Ицхак Фишилевич, житель Кирьят-Арба. С ним мной уже немало увидено в Шомроне и я надеюсь увидеть еще больше.

Экскурсия организованна амутой "Место встречи", в лице экскурсовода Инны Чернявской, которая в данном случае была организатором поездки:)


Еще мои поездки в Шомрон-Самарию:

"Веселенцы" ("יש"ע זה פאן")

Шомрон-Самария (שומרון), какой я ее увидела в прошедшую среду

Шомрон-Самария: поселения Баркан, Карней-Шомрон и Нофит

Винодельни Шомрона, прошлое и настоящее

Шомрон-Себастия, бывший национальный парк...

"Еще будешь ты сажать виноградники на горах Шомрона..." (Йермиягу 31:5)

Немцы-сионисты из Зихрон-Якова

Заповедный лес Рейхан

Форпост - хутор Маоз Цви. Пасторальная жизнь

Гиват Айекивим

Национальный парк Шило


"...и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им..." (с) пророк Амос
Tags: Самария, люди, сельское хозяйство, экскурсия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments