paintervic (paintervic) wrote in all_israel,
paintervic
paintervic
all_israel

Category:

Дом с башенкой, или Венеция в Тель-Авиве.

Конечно же я имел ввиду вовсе не каналы, как можно подумать, а архитектурный фрагмент. Некоторое время назад, просматривая ЖЖ ленту, обнаружил два поста о Венеции - люди путешествуют, фотографируют, вобщем интересные такие заметки. Несмотря на разные композиционные подходы к фотографиям и ракурсы, я обнаружил одно архитектурное сооружение, фигурировавшее в обоих постах - это палаццо Контарини дель Боволо, построенное в 1499 году для дожа Пьетро Контарини архитектором Джованни Канди(?). "Боволо" на венецианском диалекте означает "Улитка" - в палаццо имеется угловая башня-лестница, напоминающая своими спиралями улитку, вот такая бионика:

1. Слева фото из ЖЖ av_otus http://av-otus. http://av-otus.livejournal.com/16443.html
а справа, из журнала френдессы Элины http://elina2106.livejournal.com/79253.html?view=940437 именно её фотография и заставила меня призадуматься об увиденном. Дело в том, что Элина поднялась на кампанилью Сан-Марко, и оттуда сфотографировала прилегающие кварталы города, в том числе и палаццо Контарини. Но ведь с высоты это выглядит иначе, чем снизу, вот увеличенный фрагмент с палаццо:

2. Люди, хорошо знающие архитектуру Тель-Авива, поймут, куда это я клоню. А намекаю я прямым текстом на дом по Ротшильд 32 и Алленби 118 - известный как бывший пансион "Гиноссар", построенный в 1921 году архитектором Й.Магидовичем по заказу австралийского бизнесмена Шломо Фехтера, репатриировавшегося чуть раньше. Судьба самого бизнесмена трагична - получив из Австралии известие о смерти дочери, он отправился туда, но по дороге скончался от сердечного приступа. Так что увы, побыть владельцем этого здания он фактически не успел...


3. 1922 год. Вид, аналогичный венецианскому, что на фото N2 - с крыши больницы "Адасса", которая распологалась на Нахалат-Биньмин 18 http://paintervic.livejournal.com/69809.html



4. Здание почти сразу после постройки - 1922 или 1923 год. Й.Магидович, как архитектор старой русской школы, конечно был знаком с венецианскими архитектурными памятниками, возможно подымался на кампанилью Сан-Марко и видел палаццо Контарини с этой точки, возможно имел альбомы с фотографиями шедевров Венеции - сейчас уточнить это почти невозможно, но вот этот тель-авивский дом наводит на мысль - "Улитка" послужила прототипом для него. Опытный архитектор, Магидович точно ухватил нужные высотные пропорции, добавил один арочный пролёт по ширине фасада с бульвара Ротшильд, а вот с ул. Алленби арок нет, так ведь нет их и в Венеции! Это конечно шутка юмора - их там действительно нет, но вот почему Магидович не сделал их со стороны ул.Алленби - лично для меня загадка. Можно встретить объяснение этому, мол архитектор действовал относительно уже существующей городской среды, стремясь не нарушить гармонию, но ведь в том то и дело, что рассматривая фотографии той поры, видно, что никакой такой архитектурной среды в тот момент на ул.Алленби не существовало, за исключением нескольких неказистых домиков!


5. Данное фото по видимому относится к середине 1920-х - деревца в палисадничке по Алленби подросли, а так же появилась транформаторная будка, стилизованная под древнее строение, видимо только что появилась - вокруг видны следы строительных работ... Фото А.Соскина
Про трансформатор можно у Ёжика прочитать: http://users.livejournal.com/yozhik_/99977.html#cutid1


6. Вот, удалось добыть хорошо увеличивающуюся фотографию той поры - 1920-х. Можно её рассмотреть чуть подробней:

7. Барельеф над входом, 1921 год, скульптор Яков-Дов Гордон. Барельефа там давно уже нет - в конце 20-х годов по требованию религиозного совета города он был снят и с тех пор его никто не видел, видимо это и послужило неточностям в описании предмета. Многие пишут о том, что там присутствуют раввин и два его ученика, изучающие Тору, на заднем плане орёл, а снизу дельфин. Скорее всего те, кто писал об этом ранее, не видели собственно произведения, а пользовались лишь описанием кого-то, кто перепутал дельфина с морскими львами, а где там орёл? Морские львы в волнах, а волны ошибочно были приняты за крылья орла...Однако теперь мы можем сами рассмотреть загадочный барельеф, судите сами, кого вы там видите...
Пару слов о скульпторе Я-Д.Гордоне. Родился в России, в начале ХХ столетия уехал в Америку, учился в Италии. Скорее всего именно из Италии он и прибыл в Эрец-Исраэль. Сразу получил заказ на изваяния львов у дома Элис Пальмер http://paintervic.livejournal.com/80148.html
Кто заказал ему барельеф в пансионе "Гиноссар" я не знаю, возможно его успел проплатить Ш.Фехтер, кому сие ведомо? Однако потом дела его не пошли - стране было в общем не скульптур, он уезжает обратно в Америку, где его следы и теряются...


8. Странная парочка на балконе, напоминает мне знаменитый дуэт из старой ещё экранизации "Сильвы" - Богданову-Чеснокову и Ярона:))


9. А вот вид на здание со стороны бульвара Ротшильд, пересекаемого ул.Нахалат-Биньямин, рядом с первой мэрией и водонапорной башней. Середина 1920-х годов.


10. Середина 1920-х. Примерно с того же места, что и предидущая фотография. Из домашнего архива Рахели Лихт, в ЖЖ lichoman http://lichoman.livejournal.com/172641.html#cutid1


11. Середина 1920-х. Снимок с водонапорной башни, что стояла на пересечении бульв.Ротшильд и Нахалат-Биньямин. http://paintervic.livejournal.com/77644.html#cutid1


12. Снимок 1938 года. Пока особых изменений в конструкции здания не наблюдается, но вот потом началось...


13. Судя по картинке - начало 1940-х, в кадре только кусочек здания со стороны бульвара Ротшильд, но хорошо видно, что крайняя арка исчезла, её заложили кирпичём, появляются балкончики с элементами баухауза. В это же время исчезает и палисадник со стороны ул.Алленби в связи с расширением последней.


14. Тот же период, что и на фото N13, но вид с ул.Алленби. Хорошо заметно, что балконы изменили свою форму в связи с модой на Баухауз. Не знаю, как люди не понимают, что мода модой, но стиль должен оставаться неизменным, иначе нелепица и несоответствие основным формам...


15. Фото 1984 года. Хорошо видно, что все арки застеклены, изящные колонны замурованы. Это ничего, что дом потерял свою красоту и привлекательность, зато дополнительная жилплощадь есть! Мир чистогана не любит красоту...


16. 2009 год. Первый этаж немного привели в порядок, остатки палисадника превратились в крыльцо.


17. 2009 год. Застеклённые аркады крупным планом. Фото Нины anno_nin


18. Начинали мы с палаццо Контарини дель Боволо, им будем и заканчивать. Так оно выглядело в 1855 году - знакомая картинка, правда? Аркады заложены, жилплощадь увеличена! Утрачен купол... Как видно, итальянцы уже прошли через этот процесс, но они преодолели его, вот так дворец "Улитка" выглядел уже через два десятилетия:


19. Палаццо Контарини дель Боволо 1880 год. Интересно, пойдёт ли тель-авивская улитка по пути своей венецианской сестры? Хотелось бы очень, только вот скорость надо бы изменить...

P.S. В завершение поста немного живописи. По этим материалам, мною была написана картина, вот она:


Называется "Союз рыжих", прошу любить и жаловать:))
Tags: Тель-Авив, архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments