29 сентября в выставочном зале Иерусалимской русской библиотеки (Агриппас, 88) открылась выставка работ Юлии Сегаль. На открытии состоялась ещё и презентация выпущенного на Украине альбома фотографий её работ.
Среди евреев много по-настоящему выдающихся художников, но при этом в Израиле не так уж много художников мирового уровня. Маленькая страна, мало зрителей, мало покупателей -- и наиболее успешные авторы предпочитают жить и работать где-нибудь в Америке или Западной Европе.
Юлия Сегаль всю жизнь занималась малыми формами. Но при этом она скульптор большого масштаба и значимость её творчества выходит далеко за пределы Израиля. Не зря же множество её работ хранится в Третьяковке и Русском музее.
Презентация альбома была сделана в виде слайд-шоу -- и Юлия смогла постранично прокомментировать содержимое книги.

С дочерью Анной.

Зал был набит до отказа.


Скульптуры Сегаль первобытно лаконичны и, в то же время, поражают редкостной продуманностью, выверенностью деталей.
Бывают скульптуры, которые надо смотреть с определённой точки. И очень редко попадаются такие, которые производят впечатление с любого ракурса. Этим меня, кстати, всегда привлекали работы советского скульптора Вучетича: Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде, "Перекуём мечи на орала"...
Юлины скульптуры можно смотреть откуда угодно. И даже при любом освещении. Они округлы -- отсутствие резких теней, сильно влияющее на восприятие и эмоциональный окрас, лишает их какой бы то ни было агрессивности и экзальтированности -- вместе с отсутствием назойливых мелочей это наполняет их философией и позволяет сосредоточиться на эмоциональной стороне.
Сделанная несколько десятилетий назад, ещё в России, работа. Человек стоит, опершись на скамейку. А на другой стороне композиция уравновешена вазоном урны. Человек кого-то ждёт. Это ожидание видно и в поднятом воротнике, и в опущенном взгляде, и в надвинутой на лоб шляпе, и в глубоко засунутых в карманы плаща руках... Осень, сыро, прохладно -- сколько здесь присутствует всего, вроде бы никак и не обозначенного... Даже время года, даже погода.

Вот та же фигура со спины. Спины у Юлии не менее выразительны, чем лица.

Открытая дверь -- один из основных мотивов в творчестве Сегаль. При этом она обходится без прямых повторов. В каждой из работ есть что-то новое. Скульптор говорит, что в подобных работах очень большую роль играет фон. Белый фон -- и стоящий в проёме человек как бы стремится, торопится выйти на свет. Чёрный фон -- и он как бы в испуге замер перед непредсказуемой бездной расстилающегося перед ним бескрайнего мира.

Рельефная плакетка -- человек за столом. Режет хлеб. Никакого стола, собственно нет. Он обозначен символически разбитой на три доски трапециевидной плоскостью.
В современном искусстве принято оперировать символами и намёками, но мало у кого эти символы получаются настолько доходчивыми -- столь легко и однозначно читаемыми.

Дочь. Когда ей было лет 12. Предельная обобщённость совершенно не мешает узнаваемости. Конечно, девочка уже выросла. Но в осанке есть что-то, что осталось ещё с тех пор.

Античная простота и выразительность портретной маски. Юлия говорит, что обычно делает портреты по памяти.

А это уже серия абстрактных философских работ. Посвящённых разъединению еврейского народа и израильского общества.

Связанные проволокой части одного целого.

Несмотря на малые размеры, скульптуры Юлии Сегаль на редкость монументальны -- и своей лаконичной простотой и своей философской глубиной. Они наполнены воздухом, они требую большого пространства. Сколько стоит на улицах и российских, и израильских городов непонятных памятников -- хотя, вот, есть скульптор, способный по настоящему оживить городское пространство. Её работы легко представить как часть какой либо площади или улицы. Они не нуждаются в постаментах, они готовы на равных участвовать в диалоге со случайными прохожими. И обидно, что этого не замечают. Хотя, хочется надеяться, что это впереди -- и мы увидим юлины работы не только в музеях и выставочных залах, но и на улицах наших городов.
Среди евреев много по-настоящему выдающихся художников, но при этом в Израиле не так уж много художников мирового уровня. Маленькая страна, мало зрителей, мало покупателей -- и наиболее успешные авторы предпочитают жить и работать где-нибудь в Америке или Западной Европе.
Юлия Сегаль всю жизнь занималась малыми формами. Но при этом она скульптор большого масштаба и значимость её творчества выходит далеко за пределы Израиля. Не зря же множество её работ хранится в Третьяковке и Русском музее.
Презентация альбома была сделана в виде слайд-шоу -- и Юлия смогла постранично прокомментировать содержимое книги.

С дочерью Анной.

Зал был набит до отказа.


Скульптуры Сегаль первобытно лаконичны и, в то же время, поражают редкостной продуманностью, выверенностью деталей.
Бывают скульптуры, которые надо смотреть с определённой точки. И очень редко попадаются такие, которые производят впечатление с любого ракурса. Этим меня, кстати, всегда привлекали работы советского скульптора Вучетича: Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде, "Перекуём мечи на орала"...
Юлины скульптуры можно смотреть откуда угодно. И даже при любом освещении. Они округлы -- отсутствие резких теней, сильно влияющее на восприятие и эмоциональный окрас, лишает их какой бы то ни было агрессивности и экзальтированности -- вместе с отсутствием назойливых мелочей это наполняет их философией и позволяет сосредоточиться на эмоциональной стороне.
Сделанная несколько десятилетий назад, ещё в России, работа. Человек стоит, опершись на скамейку. А на другой стороне композиция уравновешена вазоном урны. Человек кого-то ждёт. Это ожидание видно и в поднятом воротнике, и в опущенном взгляде, и в надвинутой на лоб шляпе, и в глубоко засунутых в карманы плаща руках... Осень, сыро, прохладно -- сколько здесь присутствует всего, вроде бы никак и не обозначенного... Даже время года, даже погода.

Вот та же фигура со спины. Спины у Юлии не менее выразительны, чем лица.

Открытая дверь -- один из основных мотивов в творчестве Сегаль. При этом она обходится без прямых повторов. В каждой из работ есть что-то новое. Скульптор говорит, что в подобных работах очень большую роль играет фон. Белый фон -- и стоящий в проёме человек как бы стремится, торопится выйти на свет. Чёрный фон -- и он как бы в испуге замер перед непредсказуемой бездной расстилающегося перед ним бескрайнего мира.

Рельефная плакетка -- человек за столом. Режет хлеб. Никакого стола, собственно нет. Он обозначен символически разбитой на три доски трапециевидной плоскостью.
В современном искусстве принято оперировать символами и намёками, но мало у кого эти символы получаются настолько доходчивыми -- столь легко и однозначно читаемыми.

Дочь. Когда ей было лет 12. Предельная обобщённость совершенно не мешает узнаваемости. Конечно, девочка уже выросла. Но в осанке есть что-то, что осталось ещё с тех пор.

Античная простота и выразительность портретной маски. Юлия говорит, что обычно делает портреты по памяти.

А это уже серия абстрактных философских работ. Посвящённых разъединению еврейского народа и израильского общества.

Связанные проволокой части одного целого.

Несмотря на малые размеры, скульптуры Юлии Сегаль на редкость монументальны -- и своей лаконичной простотой и своей философской глубиной. Они наполнены воздухом, они требую большого пространства. Сколько стоит на улицах и российских, и израильских городов непонятных памятников -- хотя, вот, есть скульптор, способный по настоящему оживить городское пространство. Её работы легко представить как часть какой либо площади или улицы. Они не нуждаются в постаментах, они готовы на равных участвовать в диалоге со случайными прохожими. И обидно, что этого не замечают. Хотя, хочется надеяться, что это впереди -- и мы увидим юлины работы не только в музеях и выставочных залах, но и на улицах наших городов.