Eduard Markovich (luckyed) wrote in all_israel,
Eduard Markovich
luckyed
all_israel

Categories:

Охад Нахарин. Это и есть движение "Гага".

Дамы и господа.
"Гранд-даме" израильского современного балета "Бат-Шеве" исполняется 50 лет.
В 1964-ом году под покровительством баронессы Бат-Шевы де Ротшильд был создан танцевальный ансамбль с "предопределённой судьбой" представлять балет Страны. Предначертания далеко не всегда становятся реальностью. Но "Бат-Шева" - счастливое исключение. Ансамбль вошёл в элитную группу мирового современного танца, а его хореограф Охад Нахарин - один из самых знаменитых и востребованных постановщиков.
Когда-то он сам, внук выходцев из России и сын кибуцников,  начинал в "Бат-Шеве". А после - Нью Йорк, танцевальная школа Марты Грехем, Морис Бежар, и, наконец, постановки в моём любимом Нидерландском театре танца, о котором неоднократно писал. Его имя называют в одном ряду с именами Матса Эка, Иржи Килиана, Начо Дуато и Ханса ван Манена, творцов того, что принято называть современным танцем.
Нахарин навсегда вошёл в историю балета и во все балетные энциклопедии, как создатель движения "Гага". Что это такое? Обьяснить так же сложно, как понятие свинга в джазе. Мне кажется, что это движение, как внутренняя потребность, энергетический взрыв, основанный на самопознании и ощущении окружающего пространства. Это полёт души, прорывающейся в движение тела. Это самая гармоничная из свобод, ощущение мира в  "космосе" сцены. Сам Нахарин считает, что танец лечит душевные и телесные проблемы. И образец для него - движения животных. Вот уж где нет фальши. Это невозможно передать самыми "умными" словами, а только увидеть, почувствовать и уже никогда не забыть.
 
Мне посчастливилось побывать на встрече с хореографом и его изумительной молодёжной труппой, услышать и увидеть, то, что ждёт нас впереди. В ближайшие четыре месяца "Бат-Шева" покажет в стенах своего родного центра Сюзан Делаль три знаменитых восстановленных Нахариным балета.

     
--
Огромное пространство зала Варда. Нет привычных зеркал и прочих атрибутов репетиционного балетного помещения.
   
"Средством общения становится не то, "как я выгляжу", а сосредоточенность на развитии движения. Только так рождаются кульминационные выбросы энергии. Танцовщики не видят, как они выглядят, и это связывает их с пространством, с самоощущением, выстраивает их отношения между собой. Мы не смотримся в зеркала, мы не влюблены в себя, в свои образы, в свои отражения - мы испытываем это чувство к движению, ну а уже потом любим друг друга".
Арочные окна во всю стену заливают ярким солнечным светом зрителей с блокнотами и фотоаппаратами и очаровательных молодых ребят и девушек, с животной грацией расположившихся на деревянном полу. Безликий голос  начинает отсчёт и запускает часовой механизм движения.

 

'Mamutot' (Мамонты).
Премьера спектакля состоялась в 2003-ем году. Зрители сидят вдоль стен большого квадрата и наблюдают за девятью танцорами.
Балет напоминает ажурную решётку движений, сквозь которую пробивается свет пауз.
Однажды в Японии Охад зашёл в магазин по продаже дисков, услышал там случайную музыку и понял, что это станет основой для "Mamutot".
Случайность или выплеск небесной энергии? Кто знает?
Это и есть "Гага"?

 

Одна из интимнейших работ Нахарина, давно ставшая классикой и представленная на множестве международных фестивалей. Охад утверждает, что "Мамонты" помогли ему ощутить новые возможности движения. Юмор, изысканность, виртуозность, страсть, сексуальность, импровизация, расслабленность и напряжённость в одном флаконе.
Это и есть "Гага"?

   

В нынешнем составе "Бат-Шевы" сосуществуют две группы танцоров. Профессиональная Труппа из 17-ти человек и молодёжный ансамбль из 14-ти. На встрече Нахарин хвастался перед нами своими учениками, школой-студией, ансамблем.Это настоящий Ансамбль, без всяких скидок на юность. До сих пор не оставляет то чувство свободы,  радостного ощущения полёта тел без намёка на самолюбование.
Это и есть "Гага"?

 

MAX.
Премьера состоялась в 2007-ом году.
В предстоящих спектаклях танцевать будет молодёжный Ансамбль. Те самые талантливые мальчишки и девчонки, выступавшие перед нами. Это редкий случай, когда Нахарин доверил исполнение целого спектакля, а не отдельных фрагментов,  своим любимчикам.
   
Музыку к спектаклю написал очень интересный композитор Maxim Waratt.  Охад называет его музыку понятной, близкой и очень подходящей для своих постановок. Ничего удивительного в этом утверждении не будет, если приподнять занавес и открыть "страшную" тайну. Композитор Максим - alter-ego хореографа Охада. Что это? Раздвоение личности? Мистификация? Дистанцирование?
Или тоже музыкально-космическая разновидность "Гага"?

 

Под электронное щебетание и шелест воздуха 10 танцоров начинают движение-дыхание. Взлёт тел, размах рук и мгновения говорящей неподвижности в рамках виртуозного постановочного рисунка. Нахарин называет это Support, поддержкой.

"Замерший танцор не прекращает танцевать. Часто бывает так, что движение мертво, а неподвижный человек полон жизни. Главное при этом ощущать друг друга и быть частью команды."

Это и есть "Гага"?

 

И, наконец, "Вирус", впервые увидевший свет в 2001-ом году.
Один из самых знаменитых балетов Нахарина, награждённый престижной балетной премией Bessie, поставлен по пьесе «Публичные ругательства» австрийского писателя и драматурга Петера Хандке. Премьера состоялась в 1966-ом году и произвела переворот в австрийской литературе. Провокатор и новатор Хандке выступил против "авторитарных авторитетов" в литературе. А бунтарь и разрушитель стандартов Нахарин преобразовал вербальность его идей в удивительный язык свободного танца, избавленного от конвенциональности прежнего балетного театра. Танца жизни.
16 человек на сцене плетут паутину удивительной красоты и непредсказуемости, а мы, зрители, затаив дыхание и боясь пошелохнуться, следим за этим незабываемым таинством театра.
Это и есть "Гага"?

 

Очень не хотелось расходиться после удивительной этой встречи. Это было не просто интересно. Ощущение счастья относится к другой категории чувств.  Радостный подъём не отпускал. Юные тела летали в наших душах, исцеляя от шлаков, невзгод и грусти.
Вот это и есть "Гага", дамы и господа!

               
Tags: Тель-Авив, культура, фоторепортаж
Subscribe

  • JAFFA FEST В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

    С театром Гешер. Все началось еще в четверг вечером. Третьего декабря состоялось открытие фестиваля Jaffa Fest. Театр Гешер…

  • "Нааман-Порцелан", от кирпича к фарфору.

    Сейчас даже тяжело представить себе времена, когда выпускать что-то на месте было дешевле чем ввозить товар из Китая других…

  • Познакомьтесь, кибуц Кфар-Масарик

    В наше время почти все можно превратить в туристический объект. Наверно потому, что мы постоянно хотим каких-то новых знаний и впечатлений. Вот и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments