Eduard Markovich (luckyed) wrote in all_israel,
Eduard Markovich
luckyed
all_israel

Концерт-праздник Монти Александра

Дамы и господа.
Состоялся первый концерт джазовой серии на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве.
Грех жаловаться. Ещё одно музыкальное событие в Стране. Кусочек истории.
17-го января 2014-го года впервые в Израиле с единственным концертом выступил легендарный джазовый пианист Монти Александр (Montgomery Bernard Alexander). В будущем году музыканту исполнится 70 лет, но он по прежнему свеж,  энергичен и молод, зажигается сам и зажигает слушателей.

     
---------
  Родился Монти в одном из самых музыкально-ритмичных мест мира - на Ямайке. С 4-х лет начал играть на фортепиано, а в 14 вышел на профессиональную сцену, раскачивая слушателей в зародившемся на острове и позже взорвавшем весь мир стиле ска. Но через два года в родном городе мальчишки Кингстоне с гастролями побывали Луи Армстронг и Нэт Кинг Коул. И всё! Произошла "инициализация", если использовать терминологию "Дозоров". Появился новый джазовый пианист.
В 1961-ом году семья Монти перебирается в Америку, его карьера начинает стремительно развиваться. Повезло. Работа в джазовых клубах, аккомпонирование самому Фрэнку Синатре.  Мистер Голубые Глаза сказал о нём: «Этот парень подобен взрывчатке».

 

Разные музыкальные стили (от неизбежного рэггея до собственной интерпретации Rhapsody in blue Джорджа Гершвина, исполненнoй в сопровождении симфонического оркестра Бобби МакФеррина).
Влияние таких пианистов, как Ахмад Джамаль, Арт Тэйтум, Эррол Гарнер, Оскар Питерсон, Дюк Эллингтон...
Записи и выступления с  Милтом Джексоном, Рэем Брауном, Хербом Эллисом. С 1975-го года - собственное успешное трио. Более 70-ти выпущенных дисков и бесчисленные награды, включая Гремми 2012-го года.
Монти Александр - образец концертирующего пианиста. Лучшие его работы возникают "здесь и сейчас", во время выступлений во взаимодействии со зрителями. А сам он сравнивает себя с Мохаммедом Али: «Я и теперь считаю, что он делал на ринге то же самое, что я на сцене. Его стихия — ритм, динамика и молниеносная реакция. В этом движении есть музыка, нужно только уметь её услышать».
  Накануне мне посчастивилось побывать на мастер-классе. Я написал "посчастливилось" не ради красного словца. На небольшую площадку, окружённую зрителями, вышел молодой человек. Следы возраста на лице, проседь, 1944-ый год рождения никого не могли обмануть. Каждое движение, слово, искрящаяся улыбка, гримаска выдавали тайну. Этот человек не постарел.
40-минутный разговор с нами, заполненный воспоминаниями и шутками.

 

  Приведу несколько фрагментиков из мозаики.
- музыка - моя страсть, перебрасывающая мостики взаимопонимания к людям. А фортепиано - ключ к миру...
- моё счастье и самая простая философия - умение вписаться в любой музыкальный стиль от джаза и рэггея до классики.     Никогда не делил музыку на джаз и не джаз...
- звуки фортепиано - звуки жизни, а каждая нота - человеческий голос...
- влияние народной музыки Ямайки остаётся на всю жизнь. Нет ни одного музыканта с нашего острова без отпечатка харизмы Боба Марли...
- могу играть сложную музыку, но не ищу этого. Не в этом моя цель. Ценю простоту и минимализм в исполнении, как было у Коула, Марли...
- каждый концерт  - репетиция следующего вечера...
-  всё создано до меня, а я только пропускаю это сквозь сердце и добавляю его частицу...
-  вопрос из зала: Что делает Вашу музыкальную манеру узнаваемой, отличной от других, такой монтиалександровской?
   Мгновенный и точный ответ - Монти Александр...
- искусство джазового музыканта заключается в умении в нужный момент сыграть правильную ноту...
- музыканты в моём ансамбле должны чувствовать меня, поддерживать и динамично реагировать. Создавать background.     Но и я как лидер должен слушать их, следовать за ними...
- за каждой исполняемой мелодией прячется некая история из моей жизни...
- не понимаю тех, кто, услышав What a wonderful world Армстронга, угрюмо заявляют: "Нет, мир не так уж хорош"...
- Эррол Гарнер превратил рояль в оркестр, а мой большой друг Оскар Питерсон подходил к инструменту так, будто хотел его съесть (демонстрирует, смотрите нижнюю фотографию)...

 

- мобильный телефон - грабитель времени и чувств. Вместо беседы с людьми мы разговариваем со своими мобильниками.   А музыкант всегда напрямую рассказывает что-то слушателю...
После маэстро сыграл несколько композиций. И, собственно, мастер-класс. Посмотрите, с какой благожелательностью пианист слушал игру юных будущих "звёзд джаза" и давал им советы.

 

И, наконец, сам концерт.
Первым на сцену вышел ударник Obed Calvaire. Его мы имели возможность послушать в разных составах в Эйлате в 2012-ом и 2013-ом годах. Obed начал играть, и создалось ощущение, что есть ещё кто-то на сцене, так певуче и мелодично было звучание его барабанов и тарелок. К нему присоединился контрабасист Lorin Cohen. Заиграл что-то с безмятежной улыбкой. Сияя, к роялю подошёл Монти. И понеслось...
  Сперва, интересная деталь. Привычное расположение такого трио на сцене: рояль слева, контрабас по центру в глубине, и справа ударные. Разумеется, возможны вариации. Но у Монти всё было по другому. Рояль - в центре на авансцене. За спиной у пианиста по левую руку от зрителей - ударная установка, а контрабас - на стандартном месте в глубине. То-есть, играя, Монти не видел музыкантов ритмической секции, а только слышал их сзади и слева! Воистину background, упомянутый ранее. Зато с какой радостью и гордостью глядел он на них,  вставая с места, когда не играл.
  Но вернёмся к концерту. Для начала - Saint Thomas, чудесная композиция из репертуара Сонни Роллинза, пропитанная карибскими ритмами. Искромётное энергичное исполнение. Но абсолютно без налёта бравурности, экзальтации. Монти нет необходимости насиловать рояль, чтобы передать слушателям свою солнечную энергию. А как он играет пиано!
Остановлюсь только на нескольких сыгранных композициях. На роликах другие составы, но послушайте и насладитесь.
Look Up, Day-O ( Banana Boat Song ), под которую весь зал трясся в безмолвной пляске, замечательно исполненная No Woman No Cry из золотых хитов Марли, завораживающая и гипнотическая Strawberry Hill, блюзы, попурри памяти Синатры и многое другое. Два часа музыки без перерыва.

 

  В конце позволю себе небольшое рассуждение. Бывают разные типы джазовых концертов. С блестящими хитами, взлётами и падениями, скукой и радостью.  Монти играл композиции, не очень соответствующие моим вкусам последних лет. Прекрасное джазовое прошлое. Помню недавние ощущения от концерта моего кумира Кенни Баррона. Безукоризненное исполнение, чувство стиля, всё самое лучшее, что есть в старом добром джазе. Слушал эту прекрасную музыку с лёгкой грустью по уходящей эпохе. А великолепный озорник Монти Александр вернул этой роскоши тепло, свежесть и очарование сегодняшнего дня. Вместе с  чудесным басистом и гениальным ударником, обычно строгим и серьёзным, но эти два часа проулыбавшимся счастливой улыбкой ребёнка. Вот что означала фраза " ...я только пропускаю это сквозь сердце и добавляю его частицу..."
Закончить хочу ещё одной фразой Монти Александра: "Музыка для меня - удивление, наслаждение, игра, РАДОСТЬ ЖИЗНИ!"
Это был концерт-праздник,  дамы и господа.
Tags: Тель-Авив, культура, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments