Eduard Markovich (luckyed) wrote in all_israel,
Eduard Markovich
luckyed
all_israel

Categories:

Шен Вей - путешествие в мир снов и мечтаний

Дамы и господа.
Некоторое время назад я уже писал о Terra Incognita под названием китайский балет.
Но группа «Танцевальное искусство Шен Вея» (Shen Wei Dance Arts), в третий раз приезжающая на гастроли в нашу страну, особое явление в разнообразном балетном мире.
В этот вечер нам посчастливилось увидеть два одноактных балета в постановке Шен Вея.
"Весна священная"  Стравинского и "Folding" на музыку "Last Song of the Sleeping Virgin"  для струнного квартета и колокольчиков Джона Тавенера вкупе с буддийскими песнопениями. На сей раз получил разрешение фотографировать.

                   
В начале несколько слов о Мастере телеграфным стилем.
Шен Вей. Хореограф, режиссёр, танцор, художник и дизайнер. Экстраординарная личность.
Мировую известность обрёл, благодаря ярким спектаклям, сочетающим элементы разных культур. Постановщик невообразимой церемонии открытия Олимпийских игр 2008-го года в Пекине.
Обладатель множества премий и наград, таких как грант Мак-Артура («Грант гения», 2007), грант Фонда американских артистов, стипендия Фонда Джона Саймона Гуггенхайма, премия «Звезда балета 2000», присужденная крупнейшим европейским хореографическим журналом Ballet2000, австралийская премия Хелпманна, премия Нижинского в категории «Начинающий хореограф», премия им. Элгара Медоуза и грант в области хореографии от нью-йоркского театра Сити-Центр (2012).

         

Родился в китайской провинции Хунань. Уже в раннем возрасте прошел суровую школу традиционной пекинской оперы. С 1984-го по 1989-й год выступал в составе Оперы Сианя, а в 1991-ом году, в возрасте 23-х лет основал Труппу современного танца провинции Гуаньдун – первую в своем роде в Китае. В 1995-ом году, получив грант, переехал в Нью-Йорк, где продолжил обучение в студии Nikolais/Louis Dance Lab. С основанной в июле 2000-го года группой Shen Wei Dance Arts (SWDA) начал успешно гастролировать по миру и участвовать в различных проектах, таких как Американский фестиваль танца, два совместных проекта с Нидерландским музыкальным театром и с фестивалем в Линкольн-центре, два проекта с Центром исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, сотрудничество с Метрополитен-музеем, арт-пространством «Оружейный склад» на Парк-Авеню, фестивалем New Vision в Гонконге и Эдинбургским международным фестивалем. Послужной список можно продолжить. Постановки для Большого Канадского балета Монреаля и Балета Монте-Карло, балетные номера для оперы Россини «Моисей и фараон» в постановке Римской оперы под управлением Риккардо Мути. Среди последних работ – новая постановка, созданная для Нидерландского национального балета в Амстердаме.
Помимо этого Шен Вей прославился как мастер перформансов и уникальных инсталляций в Метрополитен-музее, Музее искусств Северной Каролины, итальянской галерее Коллекции Марамотти, галерее Mana Contemporary (Нью-Джерси), центре искусств Йерба-Буэна (Калифорния).
А теперь о главном. Пересказать происходившее на сцене невозможно. Поэтому - образы и ощущения.
Первое отделение.
Тишина абсолютная. Мир безмолвного чёрно-белого кинематографа. Шахматная доска сцены заполнена недвижными фигурами. Рука мастера запускает неспешную игру. Пешки пробуждаются ото сна и начинают своё затейливое движение по клетчатой поверхности сцены.

           
                 
Фото предоставлено организаторами проекта

Стравинский. "Весна священная."
Первая Дягилевская постановка 1913-го года. Тогда на сцене театра Елисейских Полей в Париже балет вызвал дикий скандал и был освистан негодующими зрителями. Понятие "сумбура вместо музыки" возникло задолго до товарища Жданова. 100 лет прошло с тех пор. Обернувшийся музыкой сон композитора о девушке, погибающей при попытке пробудить весну, обрёл несчётное число лиц. Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Саша Вальтц, Пина Бауш, Морис Бежар, Анжелен Прельжокаж, Мари Вигман, Марта Грехэм... Кто из великих не обращался к этой теме неразрешимого конфликта между жизнью и смертью, молодостью и старостью, страстью и безразличием, движением и неподвижностью. Не пытался распутать клубок музыкальных линий Стравинского на свой особый манер?
Шен Вей рассказывает, что впервые услышал эту музыку в 1989-ом году и пришёл в восторг. Следующие 12 лет бесконечно возвращался к "Весне...", а в начале 2001-го года вместе с танцорами ансамбля рискнул нырнуть. Главной задачей стало уловить и зафиксировать связь между комплексом балетных движений и технически сложным, преисполненным страсти музыкальным рядом Стравинского.


 

Но вернёмся к балету. Маэстро сделал первый ход. Тишина. Фигуры-тени, плывущие и не замечающие друг друга.
Внезапно возникает музыка. Замечательный т
урецкий пианист Фазиль Сай рассыпал "Весну..." на мелкие крупицы составляющих её нот. Двух рук ему было мало, и он создал версию для четырёх. Звуки множатся. Ручейками, потоками, крупицами, песчинками падают на сцену, застывают, возносятся в световых лучах, создавая то самое пространство, что искал Шен Вей для постановки. Корпускулы музыки, сталкиваясь с фигурами на сцене, пробуждают управляемое броуновское движение молекул танцующих тел.




Мне кажется, режиссёр применил метод,  давно испытанный в живописи сюрреалистов. В частности, в ранних работах Пикассо и Брака. Тема разлагается на элементы. Каждый из них обыгрывается в отдельности, рассматривается со всех сторон, но при этом цельность балета не нарушается. В его вселенной существуют отдельные элементы-танцоры. Невероятно одинокие, отыгрывают они свои партии, друг с другом не пересекаясь. Даже абсолютная синхронность некоторых фрагментов одиночества не отменяет. И вместе с тем, этот удивительный организм функционален. органичен и прекрасен.

Результат - поэтический, дерзкий, красивый и странный танец, не вписывающийся в привычные категории.

 

Второе отделение.
Folding (Складывание).
Одноактный балет на музыку, сочетающую традиционные тибетские буддийские песнопения с духовными мелодиями современного британского композитора Джона Тавенера, известного своим пристрастием к сакральности и мистике.
В 2000-ом году Шен Вей впервые после переезда из Китая в Нью-Йорк получил приглашение поставить балет для Ансамбля Современного Танца Гуандуна (Guangdong Modern Dance Company).
Он вспоминает, что в то время очень привязался к простым действиям складывания: бумаги, ткани, тел... Так и возник этот удивительный балет.
На фоне гигантского (9х16 метров) вручную расписанного задника, погружающего нас в сюрреалистическую атмосферу китайского живописца и каллиграфа восемнадцатого века Чжу Да, более известного под псевдонимом Бада Шаньжэнь (человек с горы Бада) висит неподвижный маятник.




Звучит музыка-молитва, музыка-гимн, музыка-судьба. Иероглифы и рыбы, нанесённые чёрной и красной тушью на огромный лист рисовой бумаги, обретают дополнительное измерение в телах красно-белых одиночек и чёрно-белых неразделимых пар, буквально проплывающих перед нашими глазами на сцене.

 


Не зря Шен Вей много лет изучал каллиграфию. Невидимой кистью неосязаемой тушью движения тел создаёт он прекрасный танец, воздушный и медитативный, складывая из пластики действо, перехватывающее дыхание.



Но, как и знаменитое чеховское ружьё, маятник не безгрешен. Приходит время и ему начать движение. Обратный отсчёт.
10, 9...
Неумолимое время пошло даже в этом безмятежном пространстве...
8, 7...
Этот мир живёт с другой скорстью и по иным законам, нам не понятным.
Но и в нём существует начало и конец...


6, 5...
Амплитуда маятника возрастает...
4, 3...
Колыхание и волнение красно-бело-чёрного моря...

 

2, 1...
Танец-молитва. Воздетые вверх руки. Разговор с высшей силой, неторопливый и ПРИВЫЧНЫЙ!

 

0!
Ощущение, возникшее не только у меня: "Ещё немного, хоть на минутку продлите этот невероятный завораживающий танец." Но маятник неумолим, и всему своё время. В сгущающейся тьме по невидимой глазу лестнице поднимаются странные загадочные существа туда, где наверняка ждёт их невидимый собеседник, безмолвным разговорам с которым и был посвящён спектакль.
Овации. И радость ещё раз увидеть танцоров, выплывающих на поклоны под фантастическую эту музыку.
"Путешествие в душу, в мир снов и мечтаний, символов и знаков, вспышек и теней", по словам самого Шена Вея.

 

Дамы и господа.
Те, кто рядом и не желают упустить прекрасные мгновения. Ещё не всё потеряно.

Осталось целых три возможности:
Shen Wei Dance Arts. "Весна священная". "Folding".
Тель-Авивский Центр сценических искусств.
26 сентября, четверг, 21.00
27 сентября, пятница, 14.00
28 сентября, суббота, 21.00
Начинаю обратный отсчёт:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4...
Tags: Тель-Авив, культура, фоторепортаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments