?

Log in

No account? Create an account

all_israel


Занимательный Израиль


Previous Entry Share Flag Next Entry
Район Иерусалима Рехавия и близлежащие объекты
balandin wrote in all_israel
Дорогие друзья,
Некоторые наши читатели давно просили подготовить маршрут по иерусалимскому кварталу Рехавия, ибо район достаточно популярный, но подробного иллюстрированного материала, особенно, на русском языке, пока маловато. Мы надеемся частично восполнить сей вакуум и, по возможности, удовлетворить интересующихся.




Району "Рехавия" я бы отвел особую роль в истории Иерусалима и Израиля. Этот район образовался и развивался как совершенно новая идея градостроительства, как город-сад внутри многоликого Иерусалима. В нем воплотились также идеи нового образцового еврейского города, наподобие молодого Тель-Авива, зародившегося, как квартал на окраинах Яфо. Такой же квартал решил основать сионистский ишув на бывшей тогда окраине Иерусалима.
В 20-х годах на небольшом участке, пустыре, купленном у Греко-православной Церкви Компанией развития Ишува "Хакшарат ХаИшув", начал застраиваться новый район по генеральной планировке Рихарда Кауфмана. В строительстве приняли участие молодые архитекторы, воплотившие в зданиях свои новые идеи архитектуры, потому большинство домов Рехавии построены в т.н. интернациональном стиле, или, как его называют в Израиле, Баухауз.
Новый район привлек к себе ряд выдающихся сионистских деятелей, профессоров, писателей, ученых, которые тут и поселились (о них мы поговорим ниже). Разумеется, не все представители нового ишува Иерусалима жили в только Рехавии, их можно было встретить проживающими, как в кварталах старого ишува, так и среди интернационального центра Нового Иерусалима, в арабских виллах Тальбии и др. местах, но ни один другой район, кроме Рехавии, не мог считаться иерусалимским "Тель-Авивом" (Альтнойландом), и в том его уникальность. Немало кварталов в Иерусалиме было основано евреями, но, в основном, евреями религиозными, членами той или иной общины или принадлежащими определенному течению иудаизма, Рехавия же стала первым кварталом, основанным евреями светскими, и стала своего рода их культурным центром.
Но сравнительно молодой квартал уже успел стать историческим памятником, свидетельствующем о чем-то былом, давно прошедшем, канувшим в Лету. Хотя сие место еще не замели пески пустыни, и даже можно сказать, что Рехавия даже еще в большей степени, чем центр Тель-Авива сохранила свой первоначальный внешний облик, но давно потеряла свой особо светский сионистский характер, давно перестала быть культурным центром Иерусалима.
В последнее время светское население Рехавии все больше замещается религиозным, как, впрочем, и во всем Иерусалиме в целом. Почему-то светские сейчас не слишком сильно заинтересованы в Иерусалиме, стараются избегать соседства религиозных, не готовы терпеть каких-либо стеснений даже во имя сионистской идеи, по крайней мере, как-то уже не проявляют того энтузиазма, какой проявляли их предшественники. Многие хозяева домов или их дети давно эмигрировали из страны, их дома пустуют или сдаются временным жильцам.
Угасание Рехавии свидетельствует об угасании сионистской идеи, евреи теряют интерес к Иерусалиму и к Ближнему Востоку вообще. Похоже, центростремительная сила сионизма проявилась как временное исключение на фоне тысячелетних, ставших закономерными, центробежных тенденций мирового еврейства. Идеи харедизации или исламизации также вряд ли сулят какой-либо новый подъем Иерусалиму, они подобны диким сорнякам, которыми постепенно зарастает заброшенный сад или тьме, наступающей при угасании источника света. Впрочем, не знаю, может, для кого-то возврат к средневековью или к каменному веку тоже своего рода "подъем" и "прогресс", но, видимо, у городов и районов на сей счет имеется свое мнение, которое они выражают своим явно стареющим внешним видом и стареющим (по среднему возрасту) населением.
О былой славе, как светского сионистского центра свидетельствуют разместившиеся здесь учреждения Сохнута, Еврейского Национального фонда, Всемирной сионистской организации (ХаГистадрут хаЦионит хаОламит) и даже находившаяся поблизости (до 1966 г.) резиденция Кнессета. Этого центра стали держаться также и евреи религиозные, не отвергавшие наотрез идеи сионизма. Потому вскоре сюда переместился и главный раввинат и рядом с ним была выстроена Большая синагога, объединяющая и представляющая всех евреев Иерусалима. С этих главных еврейских учреждений мы и начнем экскурсию, хотя они и не принадлежат непосредственно Рехавии.
В 1958 г. архитектором Александром Фридманом было построено здание "Гейхал Шломо" (названо в честь отца филантропа Айзека Вольфсона, пожертвовавшего деньги на его строительство). В нем разместился Главный раввинат и раввинатский суд, религиозная библиотека, музей иудаики и небольшая синагога, объединявшая всех евреев 1:











См. продолжение:
http://balandin.livejournal.com/7955.html


  • 1
В Иерусалим в последние годы массово переезжают религиозные евреи из Франции и США. Я живу в одном из таких новых районов. Культурные и высокообразованные люди. Качественная алия - одним словом. В городе развернуто мощное строительство. Благодаря множеству религиозных учебных заведений и семинаров столица молодеет.

Туристы, в основном, едут в Иерусалим смотреть на древности и вечный народ, а в Тель-Авив - на израильтян. Разделение есть, Вы правы. Но и то и другое имеет ценность, и не известно, что большую для будущих поколений евреев и народов мира.

– Спасибо за коммент, уважаемая zina_ida! Хотя, честно говоря, я не совсем понял его смысла. Вы написали некие свои, безусловно, интересные мысли, поделились информацией, что-то рассказали о себе, – хорошо, но какое отношение все это имеет к моей теме? Я не увидел ни конкретных замечаний, ни критики, ни вопросов, ни советов. Вместе с тем, Вы пишете в такой форме, будто ведете со мной некую полемику, например, слова: «Вы правы…». Простите, но в чем я «прав»? Разве я делил людей на «качественных» и «некачественных»? Или писал о каком-то «разделении», сравнивал какие-то «ценности»? Или я где-то утверждал, что мне известно, какие ценности будут более ценными для будущих поколений? Я этого вопроса никогда не поднимал, думаю, это проблема будущих поколений, им и решать, а наша задача хоть что-то создать, чтобы будущим поколениям было из чего выбирать, Вы не согласны?

Вы высказали довольно сомнительную фразу:
"евреи теряют интерес к Иерусалиму", я сформулировала свое возражение , основанное на ежедневных наблюдениях. В нашем довольно дорогом районе массово покупают квартиры религиозные французские евреи, этим подтверждая свой интерес и любовь к Иерусалиму.
И о "диких сорняках" Вы явно погорячились. Дикими мне представляются провокационные попытки "доброжелателей" внести раздор среди евреев.
Только Йом Кипур и Тора нас каждый год вновь объединяют.
Не далее как позавчера в нашей синагоге 30 % молящихся имели вид светских людей. Так что выбор сделан давно.
И еще, арабский мир, как известно, борется с иудаизацией Иерусалима. Им положено. А вот почему этим занимаются блогеры в этом сообществе - загадка.

– Вы возражаете, вырывая фразы из контекста, а это не совсем корректно. В контексте речь шла только о светских евреях, а не о всех евреях, разумеется. Вот мои слова: «В последнее время светское население Рехавии все больше замещается религиозным». Если надо, могу привести статистику. Факты и данные я не выдумываю. Так что, по сути, у Вас возражения нет. Своими «аргументами» Вы только подтверждаете мою мысль. Вы пишете: «массово покупают квартиры религиозные французские евреи», – о чем это говорит? Только о том, что кто-то массово им продает свои квартиры, которые когда-то строил для себя и для своих потомков, кто-то массово теряет интерес к Иерусалиму. Что тут не так?
И насчет раздора: если «доброжелатель» в чем-то неправ, покажите это, тогда истина восторжествует и не будет никакого раздора. А если не можете доказать свою правоту, то раздор у Вас не с «доброжелателем», а с истиной.
И почему блогер zina_ida в сообществе, где немало представителей «русской алии», заявляет о некой «качественной алие», противопоставляя ее всем прочим «некачественным олим»? Или это не явное внесение раздора?

мы ходили по Рехавии и наткнулась я там ресторанчик, чисто еврейский, как из прошлого века. Сколько не искала потом - найти не могу.

Edited at 2013-09-16 04:02 pm (UTC)

– Есть ресторан «Париж» (номер 94 на маршруте), есть ресторан в мельнице «Рехавия» (171). Есть киоски, наподобие кафе. А Вы посмотрите все страницы маршрута до конца, может, узнаете знакомое место.

мы вышли от этого киоска вначале, через парк, вышли к гимназии. И где-то напротив был такой маленький, даже не знаю, можно ли это назвать рестораном.
Снаружи - будто киоск, а внутри вторая комната со столиками. Как в прошлый век попала. И вкусно.

Посмотрите дом номер 15 по улице Керен Каемет ЛеИсраэль (ККЛ), номер 14 на плане маршрута. Есть ресторан в доме Брискера, ККЛ, 19, номер 16 на плане маршрута: http://www.balandin.net/Jerusalem/Rehavia1.htm Есть пицерия в доме ККЛ, 25, номер 21 на плане маршрута. Есть кафе в доме ККЛ, 31, номер 24 на плане маршрута: http://www.balandin.net/Jerusalem/Rehavia2.htm Все эти кафе напротив гимназии. А лучше всего приезжайте, сходим вместе и поищим.

мне казалось, что он в доме номер 8, но мои друзья его не нашли.
но, может это была улица Ранбан недалеко от гимназии.
Приеду, когда время появится.

– Дом номер 8 по улице Рамбан (не «Ранбан») – это мельница Рехавия. Я о ней уже Вам писал. И там есть ресторан:



да, я помню, но это точно не там.

Это, кстати, единственное строение 19-го века в Рехавии, греки-ортодоксы строили.

  • 1