Молодые многие, наверное, даже не представляют, как должна выглядеть буржуйка, но уж слово это знают наверняка. В книгах про Гражданскую или Великую Отечественную войну оно повторяется по многу раз. Когда в домах отключают отопление, встаёт вопрос, как не замёрзнуть. Умелые русские мужики из листа жести делали печь, которая ставилась посреди комнаты, а труба от неё выводилась в форточку. Это и есть буржуйка. На ней готовили, около неё грелись. Дрова в ней сгорали быстро, но зато и почти всё тепло она отдавала в комнату, быстро прогревая пространство вокруг себя. Для того, чтобы не топить улицу, трубу тянули через всю комнату. На этой трубе можно было ещё сушить мокрые вещи. В отличие от массивных кирпичных печей (которые остывают потом всю ночь), хранить тепло буржуйка не могла. Негде ей было его запасать. Тонкая жесть погасшей печи остывала за считанные минуты.
Но ещё до буржуйки были похожие, по принципу действия, печи, в которых и эта проблема решалась. Другое дело, что делали их не на коленке. Это были очень даже изощрённые и просчитанные заводские изделия. Вот такую печь я увидел в одной из иерусалимских художественных галерей.

Как видите, печка даже при трубе. Хотя ей уже давно не пользуются. Из внешних повреждений -- треснувшая дверца поддувала (снизу) и сломанный лепесток заслонки на верхней двери.

Поворачивая выполненную в виде четырёхлистника заслоночку можно было регулировать подачу воздуха и, таким образом, интенсивность горения. Если в такой печке всё закрывалось достаточно плотно, то, сокращая приток воздуха, скорость сгорания можно было замедлять во много раз. И, загрузив топку доверху, растягивать процесс на несколько часов. Примитивная щелястая буржуйка таких возможностей не давала.

Печка -- сама по себе произведение литейного искусства. Даже все болты -- с фирменными вензелями.


Стенки у печки ребристые -- для увеличения теплоотдачи. Кроме того, они двойные. Воздух снизу заходит в пространство между стенками и выходит сверху. Во-первых, меньше шансов обжечься, случайно прикоснувшись к поверхности. Во-вторых скорость обращения воздуха в этих полостях выше, чем просто в комнате -- что способствует повышению теплоотдачи.

Сверху нагретый воздух выходил через такую ажурную розетку. Для готовки печь не предназначалась. Только для обогрева. Хотя, готовые блюда, на ней вполне можно было разогревать. Вскипятить чайник, думаю, вряд ли удалось бы. А вот нагреть градусов до 80, пожалуй, получилось бы.

Но ещё до буржуйки были похожие, по принципу действия, печи, в которых и эта проблема решалась. Другое дело, что делали их не на коленке. Это были очень даже изощрённые и просчитанные заводские изделия. Вот такую печь я увидел в одной из иерусалимских художественных галерей.

Как видите, печка даже при трубе. Хотя ей уже давно не пользуются. Из внешних повреждений -- треснувшая дверца поддувала (снизу) и сломанный лепесток заслонки на верхней двери.

Поворачивая выполненную в виде четырёхлистника заслоночку можно было регулировать подачу воздуха и, таким образом, интенсивность горения. Если в такой печке всё закрывалось достаточно плотно, то, сокращая приток воздуха, скорость сгорания можно было замедлять во много раз. И, загрузив топку доверху, растягивать процесс на несколько часов. Примитивная щелястая буржуйка таких возможностей не давала.

Печка -- сама по себе произведение литейного искусства. Даже все болты -- с фирменными вензелями.


Стенки у печки ребристые -- для увеличения теплоотдачи. Кроме того, они двойные. Воздух снизу заходит в пространство между стенками и выходит сверху. Во-первых, меньше шансов обжечься, случайно прикоснувшись к поверхности. Во-вторых скорость обращения воздуха в этих полостях выше, чем просто в комнате -- что способствует повышению теплоотдачи.

Сверху нагретый воздух выходил через такую ажурную розетку. Для готовки печь не предназначалась. Только для обогрева. Хотя, готовые блюда, на ней вполне можно было разогревать. Вскипятить чайник, думаю, вряд ли удалось бы. А вот нагреть градусов до 80, пожалуй, получилось бы.
