
Бейт-Хадасса - это большое здание, в котором живет сейчас много семей и которое более двадцати лет назад еврейские поселенцы Хеврона отвоевали, в буквальном смысле, причем довольно оригинальным способом - я не думаю, что где-то и когда-то, раньше или позже, в истории человечества что-то подобное было повторено - или предвосхищено... Впрочем, в истории человечества вы вряд ли найдете так уж много случаев борьбы армии с собственным населением.
Бейт-Хадасса, когда-то плотно заселенный евреями, пустовал с 1929 года, - с тех самых пор, когда в Хевроне произошел страшный еврейский погром. В начале 80-х поселенцы решили в него вернуться. Армии был дан приказ их туда не пускать. Тогда собралось около двадцати женщин, решивших, что жить они там будут. Ночью, вместе со всеми своими многочисленными детьми, они сели в большой грузовик, который под покровом тьмы доставил их к месту назначения. Перелезали через ограду, перетаскивали детей... Во время выгрузки никто из младенцев не пикнул... А наутро армия была поставлена перед фактом: в Бейт-Хадасе живут около двадцати еврейских семей, правда, без мужчин... Мужчины не могли сидеть в осаде - они должны были работать. А то, что будет осада, все понимали. А главное , мужчин, вообще-то, можно было бы и вытащить оттуда за руки и за ноги... О возможности насильственной эвакуации женщин и детей тогда еще не думали - зло не успело настолько глубоко проникнуть повсюду... Таким образом, новые жительницы Бейт-Хадассы победили, казалось бы... Однако же, им было объявлено: мужей своих вы не увидите. Хотите - сидите тут одни.
Осада длилась долго. По субботам, после молитвы в Пещере Праотцев, большая колонна празднично одетых мужчин с песнями двигалась к Бейт-Хадасе, и мужья осажденных женщин, отцы осажденных детей, делали для своих семей киддуш. Женщины смотрели на них вниз, со стены, и отвечали "амен" на благословение. Пили вино. Потом шли к столу и делали субботнюю трапезу - уже без мужчин...
Это длилось, пока однажды арабы не обстреляли с крыши соседнего дома собравшихся внизу. Погибли, если я не ошибаюсь, шесть человек... Вскоре после этого мужчинам было разрешено присоединиться к своим семьям. Бейт-Хадасса был завоеван.(c)



Шмуэль Мучник — художник, историк, фотограф, создатель Музея Наследия Хеврона — родился в Москве в 1955 году. В Израиль репатриировался 41 год назад. В Хеврон приехал после службы в армии в 1978 году. С 1984 года вместе с женой Нехамой и детьми живет в хевронском квартале Бейт Хадасса. Их квартира - это особое место. До погрома 1929 года здесь жил со своей семьёй аптекарь Бен–Цион Гершон.(c)


Проходы между домами очень узкие, чуть шире коляски для двойни...

сразу позади Бейт- Адасы - большой арабский рынок
