Полина (polemika) wrote in all_israel,
Полина
polemika
all_israel

Categories:

Дом франзуцского посла в Яффо

Резиденция французского посла расположена в Яффо, посреди арабского района Аджами (улица Тулуз, 1). Этот дом обязателен к посещению не только для людей, интересующихся архитектурой, но для тех, кому интересна история Яффо в частности и Израиля в целом. Сделать это можно в рамках ежегодного проекта "Дома изнутри".

Примечателен он по трем причинам:

Во-первых, он является интересным примером архитектурной эклектики - сочетанием столь модного в 30 года международного стиля баухаус и традиционных арабских мотивов.
Во-вторых, небезынтересно взглянуть, как живет в наших палестинах французский посол.
Ну и в-третьих (хотя по мне так это основная причина) - за этим домом кроется увлекательнейшая история не просто сосуществования евреев и арабов, но и чудесной дружбы.

Экскурсия по резиденции посла в рамках "Домов изнутри" проходит без предварительной записи, но очередь на входе выстраивается очень длинная, поэтому стоит приехать туда заблаговременно.

Вот так выглядит этот довольно типичный для стиля баухаус особняк (и очередь) снаружи:



На мой взляд, с этого ракурса - ничего особенного, таких домов в ТА - легион. Но остояв очередь и попав наконец на крыльцо, начинаешь понимать, что все тут не так просто.
Много ли вы видели особняков в стиле баухаус, украшенных вот такой мозаикой с арабесками и сурами из Корана?



И вот именно тогда к нам вышла симпатичная экскурсовод, извинилась за то, что ей привычнее проводить экскурсии на французском и тем не менее, на замечательном иврите, стала рассказывать об истории особняка.

Итак, строительство дома началось в 1933 году, после того как арабский магнат из Яффо, Мухамад Ахмед Абдул Рахим, основатель компании по экспорту апельсинов "Jaffa" (этикетки от которых все советские дети - или это только я? - за неимением нормальных наклеек клеили на кафель на кухне) явился в офис тель-авивского архитектора Ицхака Раппопорта и попросил его построить ему "современный дворец". Раппорт в принципе был не против, но объяснил Абдул Рахиму, что специализируется на модном тогда баухаусе. Абдул Рахим почесал репу был готов закрыть глаза на то, что прямые линии международного стиля будут несколько нелепо смотреться в Аджами, посреди домов традиционно-ориентального стиля, но настоял чтобы внутри особняк соответствовал укладу жизни исламской семьи. На том и порешили, чему осталось очень много свидетельств. О них позже.

Шли проектировка и строительство долго и нудно, а арабские волнения, начавшиеся в 1936 году, никак не способствовали их продвижению. Разумеется, если бы кто-нибудь из соседей узнал, что строительством дома руководит не просто еврей, а на минуточку - боец Хаганы, ни Раппопорту, ни самому Абдул Рахиму ой как бы не поздоровилось бы. Поэтому Раппопорт перед работой заезжал в самый близкий к ТА арабский район Менашию (между нынешним рынком Кармель и морем), облачался в кафию и галабею, и только потом ехал в Аджами к Абдул Рахиму. Другими словами, он был одним из первый "мистаарвим". Арабским он владел в совершенстве (он много работал в Яффо и спроектировал там немало зданий - например, французскую больницу и больницу Даджани), поэтому Абдул Рахим, не моргнув глазом, выдавал его за кузена из Кувейта. Вечером, по тому же маршруту, Раппопорт возвращался домой в Тель-Авив. Вот так и работали.

Теперь давайте посмотрим, как же в этом доме сочетались восток с западом.
Зайдя в дом, мы попадаем в большую прямоугольную залу, "общественную" часть дома, где глава семьи принимал своих гостей и партнеров по бизнесу (обстановка тогда, конечно, была другой). Спуск в залу по ступенькам подчеркивал важность момента, когда почитаемый в общине хозяин дома снизходил к своим гостям.





Вокруг залы, внешним кольцом, были расположены жилые помещения женской половины - спальни, ванные и детские комнаты. Мужская же половина - обитель хозяина - располагалась на втором этаже здания.
Это разделение существует и сейчас - гостей посол принимает в этой зале и к примыкающих к ней комнатах и верандах, а живет он с семьей в комнатах вокруг. Но без разделения "девочки направо, мальчики налево", конечно. На первом этаже "ютятся" посол с семьей, а второй используется как гостевые комнаты для гостей консульства.







Некоторые детали интерьера все еще напоминают о старом владельце. Например, дубовый карниз, проходящий под потолком во всех общественных комнатах. Я почему-то его не сфотографировала, так что фото с сайта. В этот карниз очень умно встроены споты, мягко распределяющие свет по всему помещению. А за железными решетками, сделанными в восточном стиле, прячутся отопительные батареи, не портя собою вид залы.



Должна заменить, что послу не удалось также хитро замаскировать кондиционеры, несколько убавляющие аутентичности дома.



Еще одна деталь, принципиальная для Абдул Рахима, который кроме бытности успешным бизнесменом, также являлся предводителем дворянства арабской общины Яффо и одним из лидеров "Арабских бригад" - это тяжеленые деревянные двери, за которыми тот мог вести деловые и не только переговоры, без боязни быть подслушанным челядью (фото, опять же, с сайта)



"Злые языки" говорят, что однажды сам Раппопорт оказался свидетелем планирования боевых действий и моментально доложил об этом командованию Хаганы, тем самым предотвратив теракт. Правда, экскурсовод озвучила нам несколько другую версию - что между двумя мужчинами был негласный договор - служба службой а деньги - деньгами дружба дружбой, и они, будучи прекрасно осведомлены о чинах и регалиях друг друга, хранили лояльность и не выдавали информацию, которая могла бы навредить одному из них.

Но вернемся к еще нескольким деталям планировки дома, напоминающим о том, что он построен в Леванте, а не в Веймаре.
Из общественных помещений с обеих сторон - с запада и востока, строго друг напротив друга, расположены выходы в палисадники, чтобы создать столько необходимый в наших широтах сквозняк.
Один из них - официальный, западный - облицован плиткой, с открытым видом на море. Это даже скорее веранда, чем палисадник и растительность там в основном в горшках.





Второй же - восточный - утопает в зелени и окружен забором, скрывающим его от глаз соседей.





И последняя деталь, характерная для баухауса, а также идеально подходящая привычкам арабских семей того времени - это большая и плоская крыша, где вся семья ночевала в невыносимо жаркие летние ночи. Вот она, строго над верандой:



Но вернемся к нашим архитектору и его заказчику. Самый невероятный оборот в судьбе дома произошел в 1948 году. С началом войны за Независимость Абдул Рахим, по понятным причинам, собрался бежать из Палестины. Но сделал он это не сломя голову, как некоторые, а трезво и расчетливо. Не смотря на то, что некоторые его родственники решили остаться в Яффо, он оформил доверенность не только на дом, а вообще на все свое имущество на имя... Раппопорта! И спокойно отчалил в Бейрут. Нормально, да? Родственникам не доверяю, зато товарищу - да, даром что тот - еврей.

С окончанием войны и образованием государства Израиль, Раппопорт, вооруженный официальной доверенностью, затребовал у юного государства имущество Абдул Рахама и распродал его, в том числе и особняк, который перешел во владения французского посольства. Деньги, все до последнего гроша, он  даром что еврей передал своему опальному другу при встрече в Неаполе


Вот такая, согласитесь, довольно невероятная, но если верить источникам, вполне реальная история. Лично меня в ней удивляет не так пример столь идеального сосуществования отдельно взятого еврея с отдельно взятым арабом, как тот факт, как деловое сотрудничество может перерасти в столь благородные взаимоотношения. Легко цинично заметить: "Это ж надо там любить деньги, чтобы так подставляться каждый божий день", но сам факт что в итоге один другому так доверился, а другой его не обманул, вселяет веру в людей, не правда ли?

И бонус. Буквально в нескольких метрах от дома посла, на спуске к набережной, возле арабо-еврейского общинного центра, стоит симпатичный, но без особых примечательных знаков, фонтанчик. Каково же было мое удивление, когда ira106 радостно сообщила мне, что это то самое единственное произведение Хундертвассера, расположенное в Израиле, которое она давно ищет, но не знает где оно есть. Так вот - оно есть там, на улице Тулуз. Любите и жалуйте :-) А мне лично ужасно стыдно, что я его сама не опознала, даром что видела не первый раз - мы часто гуляем на набережной Аджами. Ну типичный же Хундертвассер!


Tags: Тель-Авив, архитектура, история, персона, экскурсия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments