Eduard Markovich (luckyed) wrote in all_israel,
Eduard Markovich
luckyed
all_israel

Red Sea Jazz Festival 2013 - зимний вариант

  Дамы и господа.
Причудливы очертания окружающей нас жизни. И непредсказуемы.
То война начнётся аккурат во время ужина, то предвыборно наобещают с три короба по телевизору (мы не верим, но всё равно обидно).
Идёшь в комнату, но почему-то обязательно попадаешь в другую.
И трудно не согласиться с мыслью Джона Леннона: «Жизнь — это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы».

  Но случаются редкие и, тем самым, особо дорогие исключения, поддерживающие структуру окружающего бытия. Смотришь на календарь и понимаешь, что примчался январь и скоро порадует нас своей серединой - Зимним Эйлатским джазовым фестивалем.
Red Sea Jazz  Festival 2013 состоится на своём традиционном месте - в Эйлате. 

  Несмотря на все трудности (а их немало выстроилось перед организаторами), преодолев отмену Гергиевского фестиваля, делившего кров с джазовым, справившись с пост-травматическим синдромом прошлогодних Эйлатских холодов (даже тройная порция коньяка не спасала), преодолев ракетные угрозы, безусловно пугающие зарубежных музыкантов, Дуби Ленц и на сей раз представил весьма достойную программу.

       

         Эйлат, 2004


С 17-ого по 19-ое января в Эйлате нас ждёт немало интересных джазовых переживаний. Я остановлюсь на двух музыкантах, в первую очередь привлекших моё внимание. В зону музыкального влияния первого попал много лет назад и нахожусь в ней до сих пор, а второй - из тех немногих, кому удалось в перенасыщенном джазовом пространстве последних десятилетий создать свой собственный уникальный стиль.

Встреча первая:

Erik Truffaz - Эрик Трюффа (или Трюффаз в альтернативых вариациях).

Трубач гастролировал в Израиле неоднократно, а я слушал его лишь однажды - на Эйлатском фестивале 2004-ого года.
Француз, родился в Швейцарии в 1960-ом году. С 6-ти, под влиянием отца-саксофониста, начал учиться играть на трубе, в 8 - уже музыкант в оркестре отца. Далее - естественное увлечение современными жёсткими ритмами.  Бросает трубу, переходит на фортепиано, а затем, в 13 - рок-гитара. Но в 16 Эрик услышал Майлса Девиса , и... всё встало на свои места.

Вот как об этом рассказывает сам музыкант в интервью для сайта acidjazz.ru

— Он гений. Майлc Дэвис был свидетелем истории от 40-х до 90-х годов. В этот период произошёл резкий сдвиг и в техническом плане, и в социальном. Его музыка реагировала на изменения в обществе. Майлс Дэвис сумел отобразить эти изменения, их развитие. То же сделал Пикассо в живописи. Я стараюсь быть таким же.

С тех пор своё будущее Эрик не мыслит без трубы. Экспериментатор, авангардист, один из признанных лидеров E-Jazz (направление особо популярное во Франции). Что только не переиграл Трюффа. Эйсид-джаз, электронная музыка, фанк.
Резкие ломаные ритмы и неторопливые философские размышления. И во всём есть мысль. В любой своей композиции он в точности знает, о чём беседует с нами. 
У музыканта особые отношения с Россией. В том же интервью он признаётся:

— Мне нравится Россия, нравится русская литература: Булгаков — «Мастер и Маргарита», Достоевский, Толстой, Пушкин, Гоголь...

Даже свою любовь он "нашёл" в Нижнем Новгороде. А один из его дисков, вышедший в 2007-ом году, называется "Архангельск". И с этого момента музыка Трюффа начинает меняться, становится более спокойной, лиричной, медитативной. Исчезает демонстративность и остаётся глубокое внутреннее переживание. Честно говоря, такой поврот в творчестве музыканта очень мне симпатичен и близок. 
Особенно это проявилось в последнем прекрасном диске 2012-ого год El tiempo de la Revolución.  Вместе с комбо, записывавшим сей очень красивый альбом, маэстро и приезжает на Эйлатский фестиваль.

               

               Photo: David Wolff Patrick

17-ого и 18-ого января в Эйлате нас ждёт незабываемая встреча:
Erik Truffaz — Trumpet
Marcello Giuliani — Bass
Benôit Corboz — Keyboar
Marc Erbetta — Drums
Anna Aaron — Vocal

Встреча вторая:

Стэнли Джордан.

           

                        Photo: Keith Major

В 1964-ом году шестилетний мальчишка серьёзно увлёкся фортепиано, а в 11 лет самостоятельно освоил гитару, подражая своему кумиру Джимми Хендриксу. Но в отличие от многих других гитаристов, Стэнли научился играть на гитарном грифе двумя руками как на клавишах фортепиано (так называемая тэп-техника). Годы игры на рояле даром не прошли. Этот стиль позволяет ему одновременно играть мелодию и аккорды. В 1985-ом году Джордан выпускает диск «Magic Touch» и мгновенно становится знаменитым. Прошло почти 20 лет, я пишу эти строки и в то же время слушаю легендарное исполнение  Eleanor Rigby   (а вот как он это создаёт), наслаждаюсь виртуозностью ‘Round Midnight.  Диск и сегодня великолепен.  С кем только не переиграл Джордан за эти годы, включая Бенни Картера и Диззи Гиллеспи. А в 2011-ом году, подводя промежуточные итоги, музыкант выпустил диск "Friends". Только взгляните на состав!
Regina Carter, Kenny Garrett, Charlie Hunter, Russell Malone, Christian McBride, Nicolas Payton, Bucky Pizzarelli и Mike Stern.
Друзья!
А музыка - от джазовых интерпретаций Клода Дебюсси и Белы Бартока до блюза, самбы, свинга и атональных композиций.

Привожу отрывок из интервью  редактора Turan Шаина Гаджиева со Стэнли Джорданом ( Август 2009 года, Азербайджан), найденный мной в сети:

Вопрос, который интересует больше всего: как вы играете на гитаре, что это за манера, почему и как вы пришли к этому стилю?

- (Смеется) Вы имеете в виду мою технику? Я называю это касательной техникой (touch-technique), другие называют это печатной или клавишной техникой (tаpping). На самом деле, в начале я играл на фортепиано, и именно это оказало большое влияние на меня. Но в один период в нашей семье возникли трудности, и мои родители были вынуждены расстаться с инструментом. Тогда я стал играть на гитаре и через пару лет почувствовал, что хочу играть на гитаре, как на пиано, расширить его оркестровые возможности. Я начал экспериментировать и несколько "усовершенствовал" инструмент - опустил струны и понизил металлические лады. Эта техника позволила мне извлекать звуки лишь одной рукой, вернее, обеими руками одновременно, как на фортепиано, а не так, как играют все остальные гитаристы. Моя техника отличается экспрессивностью и большими возможностями, да и гитара сама как бы звучит совсем по-другому - как две гитары сразу. Это дает возможность исполнять композиции в совершенно новой аранжировке и ином стиле.

(Пока Джордан говорит, я разглядываю его руки, а точнее - пальцы. При игре в его стиле на правой руке не должно быть ногтей, так как они мешают при ударе на струны и извлечении звука. В то же время, ногти правой руки необходимы для обычной игры. Я заметил, что небольшие ногти у него все же были, но так и не понял, как ему удается играть ими. Позже на концерте я заметил, что Джордан старается синтезировать все возможные стили и технику. При этом он не пользуется медиатором, и ногтями пользуется для перебора струн, как при игре на классической гитаре).

- Но у вас особые гитары, точнее, они отличаются от остальных?

- В принципе, они мало отличаются, но различия, конечно, есть. Мои гитары делает французский мастер Патрис Вижей (Vigier). С одной из них я приехал сюда. Гитары Вижея очень аккуратно сделаны, хотя он не делает особенных модификаций. Главное отличие от остальных инструментов - это низкие струны. Это достигается рядом изменений в общей конструкции грифа гитары, струнодержателя и металлических ладов. Однако очень низко опускать струны нельзя - теряется динамика звука, его частота.

Кроме того, я часто используя сурдину (зажим) на первом ладу, что позволяет менять по ходу игры тональность и ограничить дребезжание открытых струн Вот, в принципе, и все особенности.


Обладатель феноменальной техники, Стэнли может играть на двух гитарах, либо на гитаре и фортепиано одновременно. Звучит весьма любопытно. В настоящее время Джордан много гастролирует как соло, так и в составе комбо, преподаёт, проводит семинары, и даже занимается музыкальной терапией.

А ещё на фестиваль приезжает трио одного из самых мною любимых современных пианистов Джеки Террассона, чрезвычайно интересный голландский саксофонист Yuri Honing со своим акустическим квартетом, Motion Trio - уникальное трио аккордеонистов из Польши. Известный пианист, композитор, продюсер и арранжировщик Benjamin Taubkin будет принимать местных гостей-музыкантов. И это только гости. А ведь на фестиваль приглашены и прекрасные израильтяне. Квартет саксофониста Амита Фридмана, 27-ми летний перкуссионист Итамар Доари с группой The Unipulse и весьма любопытный дуэт виолончелистки и вокалистки Майи Белзицман и ударника Матана Эфрата. Остаётся единственная вечная фестивальная проблема - как на всё поспеть!

Ну вот, пожалуй, и всё.
Подробности и фотографии ждут вас после фестиваля. 
А тем, кто поедет со мной, гарантирую прекрасную подзарядку.



Tags: Эйлат, культура, музыка, фестиваль
Subscribe

  • Иерусалим. Променад

    В эти затянувшиеся карантинные каникулы было из-за погодных или непогодных условий не до прогулок, или на французский манер – не до променадов. И…

  • Звезда Давида

    Маген Давид, так называемый “щит Давида” – шестиконечная звезда, гексаграмма, украшает древние книги и предметы еврейского ритуала.…

  • Фильм «Другая история»

    Жизнь продолжается. Министерство здравоохранения Израиля делает огромные усилия, чтобы страна могла вернуться к нормальной жизни. Пока количество…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments