Человек выходит на авансцену и смотрит в зал. Огромный человек всматривается в нас озорным взглядом уличного мальчишки-сорванца, оценивая и предупреждая - сейчас что-то произойдёт. Большой и шумный фестивальный эйлатский зал, от ощетинившегося фотоаппаратами первого ряда до последнего, теряющегося где-то в темноте Красного моря, встречает этот лихой вызов, на мгновение замирает, но тут же продолжает шуршать и жить своей "зальной" жизнью. И в это мгновение Кристиан МакБрайд начинает концерт.
Я ,безусловно, знал этого музыканта. Историю его, богатую призами и событиями.
Первый толчок был дан в семье. А к чему ещё можно стремиться, если твой отец и, особенно, дядя - Говард Купер - прекрасные джазовые контрабасисты. Так и покатилось: бас-гитара, контрабас, Джулиард...
Классика, джаз, хип-хоп, ритм-энд-блюз, соул, поп...
Джазовые и рок звёзды и созвездия озаряли путь. Фредди Хаббард и Чик Кориа, Бенни Голсон и Рей Браун, Сонни Роллинз и Хэрби Хэнкок, Стинг и Джеймс Браун, оперная дива Кэтлин Баттл и джазовая - Дайана Кролл... Всех перечислить невозможно, да и не нужно. Ибо МакБрайд был равным среди равных, звездой, высочайшей пробы. Я слушал множество его дисков, наслаждался. Один раз уже упустил свидание. В 2000-ном году, в Эйлате, в трио с Бенни Грином и Расселом Малоне. Не попали по собственной глупости. На этот раз встреча была неизбежна. Очень хотелось послушать "старый добрый джаз".
Итак, дамы и господа, мы шли на концерт знаменитейшего мэтра, гиганта (во всех смыслах этого слова) и... Как там ещё? Слова разбежались...
На сцену выпорхнул гигантских размеров ребёнок-вундеркинд и немедленно заставил забыть о всех своих званиях и регалиях. Всё начинаем с нуля, сейчас, здесь, на этой сцене. Покатился феерический праздник джаза. Обожание было взаимным. Тот, кто не очень точно понимал, что есть свинг и с чем его едят, после концерта никогда этого не забудет.
Трое разновозрастных "мальчишек" на сцене. Многоопытный Кристиан привёз двух молодых музыкантов - пианиста Кристиана Сэндса (Christian Sands) и ударника Улиссеса Оуэнса младшего (Ulysses Owens). Классическое джазовое трио.
Сэндсу 24 года, в три начал играть, а в пять - сочинять музыку, дважды номинировался на Грэмми, выпустил несколько сольных дисков и даже однажды успел сыграть в дуэте с Оскаром Питерсоном. 2006 год. Оскар Питерсон, перенесший в 1993 году инсульт, практически завершивший его карьеру (после этого он выступал крайне редко и мог играть только правой рукой) , присутствовал в качестве почётного гостя на GRAMMY Salute To Jazz. Игра шестнадцатилетнего Сэндса так завела Оскара, что он заставил помощников поднять себя из инвалидного кресла, сел к роялю и вызвал Кристиана на фортепианную дуэль. Это были незабываемые 15 минут импровизации и одно из последних выступлений Питерсона, скончавшегося от почечной недостаточности в 2007-ом году.
Блестящий пианист, композитор, аранжировщик, восходящая звезда джазовой вселенной. А какое наслаждение смотреть на его постоянно меняющее выражение лицо.
Улиссес Оуэнс увлёкся перкуссией уже в два года, к своим 29-ти успел получить несколько призов Грэмми, а его второй альбом "Unanimous", записанный в чудесной компании: Christian McBride - bass, Christian Sands - piano, Nicholas Payton - trumpet ,Jaleel Shaw - alto-sax, Michael Dease - trombone , вышедший в 2012-ом году, был очень тепло принят критиками и слушателями. Помимо игры на ударных, Оуэнс сочиняет, преподаёт и является продюсером.
Вот какая нынче "молодёжь" в американском джазе.
Какое удивительное взаимодействие музыкантов. Как хорошо им было вместе. В воздухе сверкали молнии, электродуги то и дело возникали между вершинами этого блистательного треугольника. Но никого они не ранили. А созидали и насыщали воздух озоном фантастического взаимопонимания. А когда МакБрайд начинал петь своим низким пронимающим насквозь голосом, все Годзиллы и Кинг Конги Голливуда могли, трусливо поджав хвосты, прятаться в своих целлулоидных убежищах.
Прошло полтора часа. Это по часам организаторов, охранников и медленно поплывавших мимо кораблей прошло полтора часа. А что поисходит с нашим временем? Почему мы, так точно отмеряющие по тикам и такам собственные жизни, не можем и никогда не сможем дать точный ответ на простой вопрос. Куда забросила нас волна часов, минут и секунд? По каким морям звуков и океанам чувств носила?
И что изменила навсегда, неожиданно вернув в орущий и взрывающийся бесконечными овациями фестивальный эйлатский зал.
P.S. Концертов было два. И мы побывали на обоих. Таких разных, и таких прекрасных. Незабываемых.
Так что счастье можно удвоить. Но как математик шепну вам по секрету: "Ничего не изменится. Если бесконечность умножить на два, получится всё та же бесконечность!"
До новых джазовых встреч, дамы и господа.