sashanep wrote in all_israel

Categories:

Райские уголки на Голанских высотах. Часть первая – райские кущи.

 


ויטע יהוה אלהים גן-בעדן (בראשית 2:8)


И насадил Господь Бог сад в Эдене  )Берашит 2:8)


 


 


Дальновидный человек.


 


Когда задувают ветры перемен, человек,  должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу…


                                                         Мао Цзэдун


 


1990-й год принято считать годом начала Большой Алии*. В тот год железные врата Одной Шестой Суши распахнулись настежь и сотни тысяч бывших советских граждан устремились в Израиль. В иной день самолёты из СССР садились в международном аэропорту имени Бен Гуриона каждые 10-15 минут. Случалось, что за сутки  в страну прибывало больше новых репатриантов, чем за целый год до или после…


 


Большинство израильтян по-детски беззаботно радовалось процессу, видя в нём «новый Исход». Лишь малая часть из них догадывалась, что привычный и знакомый им мир необратимо меняется. И уж совсем немногие понимали, как обратить это себе во благо.


 


Но сегодняшний рассказ вовсе не о жуликоватых маклерах, сдававших одуревшим от жары репатриантам полуразрушенные сараи по цене вилл. Не об алчных подрядчиках, нанимавших согласных на любую работу эмигрантов на тяжёлый и почти бесплатный труд. И даже не о беспардонных политиках, не стеснявшихся подсовывать новоявленным гражданам страны старую ложь, ту, что даже доверчивые и незлопамятные туземцы уже не готовы были выносить.


 


Наш рассказ о замечательном и невероятно предприимчивом человеке по имени Рони Леви и о его поистине волшебном саде.


 



 



Рони Леви жил себе в маленьком и уютном пригороде Хайфы – Кирьят Моцкине. Он уже давно собирался перебраться со всей семьёй в какой-нибудь посёлок на Голанах и заняться там сельским хозяйством. Вот только, никак не мог решить на чём же остановить свой выбор – то ли коров начать разводить, то ли виноград выращивать.


 


Между тем, нахлынула Большая Алия, затопив Хайфу и её окрестности  многочисленными новоиспечёнными жителями. Сторожилы с восторгом и ужасом знакомились с забавными повадками северян.


 


Мы никогда не узнаем, как пришёл Рони Леви к своему гениальному решению. Может быть ангелы нашептали ему во сне, а может статься было это благославением какого-нибудь рава каббалиста. Сам Рони утверждает, что идею навеяли ему странные интересы окружавших его новичков.


 


"Мы будем выращивать фрукты и ягоды", - сказал он однажды жене. "Отлично", - согласилась жена и они перехали в небольшое поселение Шааль на севере Голанского плато. Взяли один дунам** земли. Посадили сливи, черешню и вишню. Эти капризные деревья не слишком жалуют субтропический климат, и потому соглашаются расти лишь на севере страны – на Голанских высотах, да на горах Самарии.


 


Решили не только продавать урожай, но и создать сад для самосбора – "плати, проходи, ешь сколько хочешь". Такие сады в те времена уже не были в Израиле в диковинку.


 


Неожиданно Рони вдруг собрался и отправился в ... СССР. Пропадал он там довольно долго, и лишь когда родственники уже совсем отчаялись увидеть главу семейства живым и невредимым, внезапно вернулся.


 


Рони привёз с собой какие-то коробочки, в которых обнаружились странные семена и незнакомые саженцы. Всё это Рони старательно посадил на своём дунаме в четыре грядки. Полил водой (благо, с этим на Голанах проблем нет). Возможно даже произнёс "Крекс-Пекс-Фекс". И стал ждать.


 


Прошло время, кусты на грядках зацвели, а затем появились и ягоды. Консилиум соседей, собравшихся для знакомства с необычным урожаем сразу же безошибочно признал в одном из растений сорт ежевики, которая в изобилии встречается по берегам ручьёв в Галилее и на Голанах. А вот второе растение долго определить не могли. В итоге, всё-таки разобрались. Это была малина, диковинная северная ягода.


 


"Ну и зачем тебе это? – спрашивали Рони сердобольные коллеги, - Ну кто станет собирать с колючих кустов эту экзотику? Кому оно надо? Лучше бы уж посадил ещё вишню!" – учили они фермера – новичка. Рони хмурился и что-то бормотал про озарение...


 


Любопытно, что ни в те времена, ни в дальнейшем, Рони ни разу не воспользовался таким безусловным двигателем прогресса как реклама. Трепещите авторы концепций, о, горе вам имиджмейкеры. Эта история о предпринимателе, который добился невероятного успеха без всех тех многочисленных рекламных технологий, насущную необходимость которых, вам удалось так прочно внедрить в сознание современных людей.


 


Единственный рекламный проспект Рониного хозяйства – это кусок картона размером с ладонь. Дизайн, вероятно, выполнен первоклассником на одной из первых версий программы Word. Карта и разъяснения о том, как добраться до сада столь невнятны, что наверняка, способны поставить в тупик даже выпускника офицерских курсов спецназа. Приложенный телефон просто неправилен. Впрочем, всё равно, эту визитку можно добыть лишь непосредственно у входа в сад или, в крайнем случае,  на заправке на перекрёстке Маханаим.


 


И всё же, как видно, наиболее чуткие носы бывших обитателей Среднерусской возвышенности, Уральских гор и Сибирской тайги, уловили в хитросплетении восточных ароматов Израиля, тонкий ностальгический запах, разнёсшийся по весне с Голан. Обладатели выдающихся носов взяли азимут и корзинки и рванули на север.


 


Волшебный сад.


 


世の中は地獄の上の花見哉


И весь наш мир - всего  лишь упоенье взора,  цветущей вишней над бездной ада.


                                                                                                                            Исса (1763-1828)


 



 


Прошло 14 лет. Хозяйство Рони выросло в десятки раз. Теперь на двадцати его дунамах произрастает около тридцати сортов растений, из них только черешни и вишни – 15 разновидностей. Рони мотается по всему свету, собирая в своём саду самые необычные виды. Он привозит саженцы из Канады, Новой Зеландия и с Дальнего Востока. Однако, по прежнему основным поставщиком  остаётся Россия.


 


Так и не научившись говорить по-русски, Рони, тем не мение, великолепно освоил названия разных сортов ягод, наверное, даже по-лучше многих россиян.


 


Некоторые  растения просто не имели раньше в иврите собственных имён. Высаживая их на Святой Земле, Рони ничтоже сумняшеся, внедряет в современный иврит русские названия,  повергая в ужас и трепет Государственную Академию Языка.


 



 


На прейскуранте, вывешенном при входе в сад, отмечены ягоды, которые сегодня доступны для сбора. Седьмое название сверху – "обелипиха", восьмое – "рабина шхора" (чёрная рябина)...


 


Прогуляемся по саду.


 



 


Вот так выглядит аллея вишен и черешни. На иврите и вишня и черешня – дувдуван. Иногда различают дувдуван хамуц (кислый дувдуван) – вишня и дувдуван маток (сладкий дувдуван) соответственно – черешня.


 


 



 



 



 


 



 


А это пэтэль – малина.


 




 


Осна – ежевика.


 



 


 



 



 


Охманиёт - черника


 


 



 


Думдуманиёт – красная смородина.


 


 



 


Хазарзар (xазарзир (ивр.) - поросёнок) – крыжовник.


 


 



 


Корейская вишня.


 





 


 


Тут саде ("полевая ягода") – клубника.


 



 


 


Киви – двоюродный брат крыжовника.


 





 


Цветущий кактус – сабрес.


 



 



 


Виноград.


 




 


Нектарина


 


 



 


И это далеко не полный перечень всего разнообразия.


 


 


Битва за урожай.


 


Поспели вишни в саду у дяди Вани…


 


 



 


С конца мая, когда поспевает первая вишня начинается паломничество в сад семейства Леви. До конца урожая (примерно, до сентября) всю неделю, кроме суббот, Рони и его помощники принимают гостей. За четыре месяца сад посещают десятки тысяч людей. Большинство, конечно, прибывает в конце недели.


 


В последние годы помимо русской речи в саду стало можно услышать и иврит – сказывается процесс интеграции. Забавно глядеть на людей, с удивлением рассматривающих чудеса далёкого севера. Среди них, родившиеся уже в Израиле дети тех, кто видел, снег и не только на Хермоне.


 


Несмело выбирают они с куста незнакомую, но симпатичную на вид ягоду, с трудом отрвывают её, берут в рот и осторожно разжёвывают неспелую смородину. В следующий момент,  с негодованием выплюнув кислятину и удивляясь странным вкусам "русских", они переходят к следующей экзотике.


 


Те что по-умнее, уже расспросили "профессионалов" и со знанием дела объясняют друг другу – "спелая ягода темнее и легко отделяется"...


 


 



 


Ягод, как правило, хватает на всех. Однако, если вы хотите попробовать самые лучшие и спелые, не стоит опаздывать к открытию. С раннего утра в сад приезжают опытные бывшие владельцы приусадебных участков и методично снимают сливки. Впрочем, каждый день поспевает очередная партия ягод.



 



 


Приехав, стоит начать с малины – её хоть и много, но как правило, большинству собирателей близка именно она, поэтому  эта ягода кончается быстрее других. Более известная в Израиле ежевика пользуется чуть меньшим спросом. Экзотические черника, крыжовник и смородина – вообще, только на любителя.



 



 


Больше всего вишни и черешни – их можно, спокойно оставить на конец сбора.


 




 


Маленькие детские желудки набиваются, как правило, быстрее чем у взрослых. Скучающаая молодая поросль, с ужасом глядя на своих забывших про всё родителей, начинает хныкать и проситься домой. В этом случае, проще всего оставить их в небольшом живом уголке под присмотром павлинов, кроликов и морских свинок.


 



 



 



 


Кстати, здесь же вам встретится, возможно, единственная во всём Израиле берёзка.  Да-да, именно берёзка. Она растёт прямо у входа в сад. Не верите – ну проверьте!


 




 

* алия (ивр.) – дословно подъём, восхождение, употребляется для определения процесса возвращение евреев на историческую Родину.


 


** дунам – мера измерения земли принятая (с турецких времён) в Израиле, равна 1000 кв. метров.