Старый Яффский вокзал
Это пуговица железнодорожного служащего. Аббревиатура означает "Palestine Railway".Несколько месяцев назад в южной части Тель-Авивской набережной, рядом с Неве-Цедек, после сноса старых бараков и строительных складов, у прохожих появилась возможность увидеть останки старого Яффского вокзала, построенного еще во времена Османской Империи, в стиле, который в Израиле называют эклектикой. Несмотря на новый забор с колючей проволокой bosem с eltok не удержались от искушения пробраться на территорию вокзала. Европейский дизайн помещений потребовал повторения вылазки, на этот раз с фотоаппаратом.

История гласит, что в 1839 году, после основания первой в мире публичной железной дороги в Англии, у сэра Моше Монтефиори* появилась идея соединить Иерусалим и Яффо рельсами. В 1852 году, когда начали строить железную дорогу в Египте, Монтефиори нашел инвесторов для своего проекта, но, по политическим причинам турки не дали соответствующего разрешения. В 1888 году, после упорных усилий**, концессию на постройку получил предприниматель Иосеф Навон, заложил первый камень в 1889 году, но организовать строительство не сумел.

В 1890 году концессию перекупила французская инвестиционная компания за 1 миллион франков, само строительство вылилось в 14 миллионов франков. 26 сентября 1892 года первый поезд*** из Яффо торжественно прибыл в Иерусалим, по узкоколейке (1м) протяженностью 82 км. Поездка занимала, без учета очереди в кассу, около пяти часов вверх, в Иерусалим, и четыре часа вниз. Билет первого класса стоил 50 пара, второго 30 пара. Женщины ездили в отдельном купе.
Утром (7:30) уходил состав из Иерусалима в Яффо, после обеда (12:20) из Яффо в Иерусалим.
Первые паровозы "Болдуин" закупили в США, каждому дали имя по названию станции: Иерусалим, Батир, Рамла, Лод, Яффо (станций было семь, а паровозов только пять).


В 1894 году появились вагоны для третьего класса, в них сидели на низких скамьях вдоль стен или просто на полу. Билет стоил втрое дешевле, чем в купе первого класса.


В начале Первой Мировой войны турки закрыли вражескую французскую железную дорогу и часть рельс переложили на стратегическую линию Лод-Туль-Карем-Джанин. В 1917 году к власти пришли англичане, отстроили и расширили (до стандартных 1.435м) линию Яффо-Иерусалим, а бывшим владельцам-французам, в 1923 году, выплатили щедрую компенсацию 565 тысяч фунтов стерлингов.


В это время пассажирские поезда ходили по трем основным направлениям, Яффо-Иерусалим, Хайфа-Египет, Хайфа-Цемах (южная точка Кинерета). Иерусалимскую станцию англичане расширили и видоизменили, так что оригинальный вид сохранился именно у Яффской станции.
Количество пассажиров (по всем направлениям, а их было свыше 500 км рельсов) в 20-40 гг колебалось неравномерно, от 600 тысяч до трех миллионов в год. Например в 1936 году 2.469 тысяч, а в 1938 году всего 665 тысяч. После провозглашения Израиля, вплоть до конца 20-го века железной дороге не уделялось должного внимания. В 1949 году железной дорогой воспользовались лишь 1 миллион человек. Показательно, что при англичанах предприятие приносило стабильную прибыль, а после 1948 года такие же стабильные убытки (по крайней мере до конца 50-х).

На старых картах (и фотографиях) Тель-Авива можно увидеть удивительную картину. Поезд шпарит по ул.Иегуда а-Леви. Поезд разгружается на оптовом рынке (Шук Ситонаим) на ул.Карлибах (там находились также городские холодильники, естественно неэлектрические).
Железнодорожное сообщение между Иерусалимом и Тель-Авивом было прекращено в июле 1998-го года из-за сильного износа полотна. Впрочем кусок от Тель-Авива до Бейт-Шемеша починили и сразу открыли, а отрезок Бейт-Шемеш-Иерусалим (фактически маршрут Тель-Авив-Иерусалим) открывают 9 апреля 2005 года.

В 1992 году вышла юбилейная серия из четырех марок, посвященная 100-летнему юбилею первой железной дороги. Дизайн выполнил художник Эд Ван Эвьен, репатриант из Голландии. Он прошел пешком по железнодорожному полотну из Тель-Авива в Иерусалим, чтобы осознать важность темы.
Яффскую станцию закрыли в начале 50-х, морской грузопоток сместился в новенький Ашдодский порт, Тель-Авив расстроился на Север, рельсы и служебные помещения пришли в упадок. Помещения использовались как склады, швейная фабрика, приют для различных амутот (официально территория принадлежит министерству безопасности).
В 2004 году инвестиционная компания "Эзра и Бецарон", под покровительством муниципалитета, начала проект по преобразованию бывшего Яффского вокзала и прилежащей территории в 20! дунамов, в центр культуры и отдыха. Основной культурный упор запланирован на удовлетворение покупательной потребности граждан, здесь будут рынки, ярмарки, магазины. Будет восстановлено 15 зданий, заложен уникальный парк. И, наконец-то, уберут забор!
*) Известный английский еврей, с удивительной судьбой. Успел побывать шерифом Лондона, разбогател на бирже. Меценатствовал и защищал евреев от притеснений по всему миру. За особые заслуги перед Англией был посвящен в рыцари.
**) В течение 15 лет, израильский предприниматель Иосиф Навон пытался получить концессию пять раз, добиться успеха помогли щедрые взятки на всех уровнях бюрократической машины.
***) Дорогой пользовались, ограниченно, и до торжественного открытия.

Спасибо
