Саша Непомнящий (sashanep) wrote in all_israel,
Саша Непомнящий
sashanep
all_israel

Categories:

Праздники в Израиле. Пурим.


Вот и закончился праздник Пурим - кульминация веселья в месяц адар. Выпадающий на 14 адара, Пурим пришёлся в этом году как раз на выходные. Что, конечно, придало празднику дополнительный шарм.

В Пурим мы отмечаем чудесное спасение евреев персидской империи (на тот момент - практически всего народа) от козней зловредного Амана - первого советника царя Персии Ахашвероша (Артаксеркса). Аман сумел заручиться подписью царя на указе об истреблении всех евреев.  Он бросил жребий (пур – ивр. ) о том, когда должно произойти избиение, и жребий выпал на 14-й день месяца адар. Расстроить коварные замыслы Амана удалось лишь благодаря мужеству и находчивости жены Ахашвероша – еврейки царицы Эстер и её родственика (возможно, дяди) Мордехая. В итоге - жребий обратился против Амана, и в 14-й день месяца адар он и десять его сыновей были повешены.Так же были перебиты верные Аману люди, которые должны были осуществить всеперсидский погром...

 

Интересно, что кажущееся сегодня столь явно еврейским имя Мордехай (как, впрочем, и имя Эстер), является  ни чем иным нежели данью тогдашней ассимиляции. Мордехай – происходит от имени вавилонского бога Мардука, а Эстер – от богини Астарты – оба имени, таким образом были не еврейскими, а персидскими. У Эстер, по крайней мере, упоминается всё-таки ещё и чисто еврейское имя – Адасса.

По традиции, празднование начинается накануне вечером чтением свитка Эстер. Это последняя книга ТаНаХа – еврейского священного текста. Исторические события, произошедшие позже как и  философские трактаты, написанные впоследствии, уже не вошли в канон. Даже описание победы традиционалистов маккавеев над элинистами и изгнание иноземных захватчиков во втором веке до н.э., которое мы празднуем в Ханукку, не попало в еврейский священный текст, хотя было канонизированно христианами.

Чтение свитка обычно происходит в синагоге, хотя можно сделать это и дома. Каждый раз, когда упоминается имя Амана, принято хлопать и топать, трещать в трещётки, свистеть и дудеть – одним словом всячески шуметь, реагируя на имя злодея. В первую очередь, это конечно прерогатива детей.

В книге Эстер нет специальных предписаний относительно того, как следует праздновать Пурим. Имеется только указание отмечать его в указанные дни «в радости», а также делать подарки. В Пурим принято переодеваться в карнавальные костюмы. Чем смешнее и неожиданней маска, тем лучше. Вообще, мото праздника – чудесный и внезапный «хэппиэнд» из казалось бы совершенно безвыходной ситуации. Сюжет, который явно напоминает карнавальную буффонаду. Не случайно в средние века в Германии и Голлландии возникло особое пуримское представление по сюжету свитка Эстер – Пуримшпиль (ср. немецкое spile – пьеса, игра).

На традиционной Пуримской трапезе принято обильное использование вина и других алкогольных напитков. Напиваться следует до такой степени, чтобы уже не различать слов «проклят Аман» от «благославен Мордехай»... Понятно, что вино становится дополнительным стимулом  к раскрепощению, путанице и веселью.

Утром в Пурим принято разносить соседям, друзьям и родственникам подарки, например, всевозможные сладости (мишлоах манот – ивр или шелах мунэс – идиш). Обычно этим занимаются дети, которые принося подарки, и, конечно же, получают схожие сладости в ответ. Особенно популярно треугольное печенье с маковой или другой начинкой, многозначительно называемое «уши Амана» (озней аман на иврите или ументашен – на идише).

В пуримских традициях угадываются схожие обряды из других культур, например, итальянских карнавалов, масленицы и т.п. Всё же трудно сказать, сформировались ли пуримские обычаи под влиянием народов, с которыми евреи прожили бок о бок на протяжении столетий, или они восходят к более древним ритуалам. Кто знает, не являются ли маски, вино и само название праздника - «жребии», отголосками древнейших культов междуречья, где брошенный жребий мог внезапно полностью изменить судьбу человека.

В современном Израиле на Пурим, как правило, устраивают весёлые застолья, вечеринки и дискотеки в масках. Многие фирмы проводят подобные мероприятия для своих сотрудников, как правило организуются и конкурсы на самый оригинальный карнавальный костюм. В школах и детских садах проходят праздничные утренники.  Возникла также традиция специального карнавального шествия.

В 1912 году первое подобное карнавальное шествие прошло по улицам незадолго перед этим основанного Тель-Авива. С тех пор оно стало традиционным. Тель-авивский карнавал был назван Адлояда («так, что не знал» - ивр, т.е. напился так, что не знал разницы между словами «проклят Аман»  и «благословен Мордехай»). Теперь Адлояда проходит на Пурим по улицам многих израильских городов.  

 

Вообще в эти дни улицы заполняются детьми, наряженными во всевозможные костюмы - не только пуримских персонажей, но и ковбоев, разбойников, принцесс и т.д.

 

Вот какие костюмы удалось подсмотреть нам из окна во дворе соседней школы и в садике. Угадаете кто есть кто, а?
Кстати, как это было у вас?  Пожалуйста, присылайте нам сюда фотографии с вашего Пурима.


</o:p></span></p>
Tags: иудаизм, праздники
Subscribe

  • Путешествие во времени

    Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из разных стран. Марокко и России, Франции и Украины, Ирака и Эфиопии. Что…

  • "...это земля, какая достанется вам в удел..." Бемидбар 34:2

    Cегодня я хочу в очередной раз поговорить "за израильское сельское хозяйство", да и о земле, в этот большой еврейский сельскохозяйственный…

  • "Есть у меня ханукия"

    Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments