Саша Непомнящий (sashanep) wrote in all_israel,
Саша Непомнящий
sashanep
all_israel

Categories:

Об иврите и не только. О хайфском диалекте.

Есть в языке иврит несколько гортанных звуков, различить которые не искушённому европейскому уху не так-то просто, а уж произнести их не тренерованному европейскому горлу и подавно не под силу.

Правда люди, приехавшие в Израиль из арабских стран, умеют и различать и произносить гортанные: "алеф", "аин", "хэт", "хэй" и "куф". Всё же поскольку большинство нынешних жителей страны корнями из Европы или России (так же, как и сам знаменитый возродитель иврита как разговорного языка - Элиэзер Бен Йеуда), звуки эти во многих случаях утратили былую значимость.

В современном иврите "алеф" и "аин" обычно не различаются или даже не произносятся (хотя во многих словах они играют разделительную роль – как твёрдый знак или апостроф), "хэт" допускает произношение как обычное "х", "куф" - как обычное "к", а буква "хэй" произносятся как украинское и белорусское "г" или английское и немецкое "h". В конце слова эта буква не произносится. Некоторые же не говорят "хэй" вообще, произнося вместо неё лишь звук, следующей за "хэй" гласной.

Однако, проблемы с гортанными звуками случались у жителей страны и в древние времена. Так, например, жители Хайфы не следили за правильным прочтением букв "алеф", "аин", "хэт" и "хэй". Как видно, под влиянием иностранцев, в изобилии проживавших в приморском городе.

За эту "безалаберность" в произношении, жители Хайфы были даже лишены права вести молитву в синагоге, а священики (коэны) из Хайфы - права благославлять.

В Мишне, в трактате Брахот ("Благославения") (ברכות ה) сказано:
"Хайфовчанин же да не поднимет ладони свои (имеется ввиду, коэн из Хайфы не будет благославлять молящихся ) ... Не опускаются перед ковчегом... люди Хайфы (т.е. не станут вести молитву в синагоге) ... Поскольку, называют  "алефы" - "аинами" и "аины" - "алефами"... Не проходят перед ковчегом ... Поскольку, превращают "хэи" в "хеты" и "аины" в "алефы". Если же язык их правилен - то могут ..." (Вавилонский Талмуд, свиток 24,2; Иерусалимский Талмуд, брахот 3,4)
Мудрецы - составители Мишны говорили: "Молится и ошибся - плохой знак ему. Если же он ведёт молитву - плохой знак тем, кто послал его".  Тот, чей язык искажён или с изъяном, мог потерять суть стихов Торы и перевернуть исходный смысл. Например, читая стих: ולא יחללו את שם קדשי", (ויקרא כב,ב)י"  ("вэ-лё ихалелю эт шэм кадши" - "и не бесчестили они святого имени", Ваикра 22,2 ), прочтёт: "вэ-лё иалелю эт шэм кадши" ("и не прославляли они святого имени").
И если хайфовчанин, чей язык испорчен прочтёт слова пророка Исаи: וחכיתי לה' המסתיר פניו מבית יעקוב", (ישעיהו ח,יז)י" ("ва-хэкити ля-ашем а-мастир панав ми-бейт яаков" - "И буду я ждать Господа, скрывающего лицо Своё от дома Яакова", Исая, 8,17), скажет "ва-экити ля-ашем" ("и ударю я  Господа") - вот ведь, вместо благославения и прославления  окажется  оскорбляющим и ругающим...

Самое забавное в этой истории- "преемственность традиций". Со времён написания Мишны прошло почти две тычяи лет, но в отстроенной заново Хайфе остались те же проблемы. Сегодня, по крайней мере, четверть населения Хайфы - приехали из СССР-России за последние тридцать лет. И подавляющее большинство этих людей даже не представляет себе о существовании разницы между произношением "алеф" и "аин", "хет" и "хэй"...
____________________________________________
По книге: 1987, זאב וילנאי, אגדת ארץ ישראל, ירושליים


                                                         

Вечерняя Хайфа и Хайфский залив - вид с вершины горы Кармэль, фотоilanka_n

А вот анекдот от lavinya на ту же тему:
Решили провести исследование- сколько израильтян знают, как правильно говорить - сдерот или шдерот (сдерот - бульвар, ивр). Стали на бульваре Ротшильда в ТА и опрашивают публику - на какой улице они стоят. Все - шдерот, шдерот... Вдруг нашелся один праведник в Содоме, который сказал сдерот. Они обрадовались, спрашивают, ты мол откуда? - Из Аскелона! (Ашкелон - приморский город на юге страны)...

</div>
Tags: иврит
Subscribe

  • Огненная Мар Саба

    Каждый год 18 декабря православный мир отмечает день святого Саввы и в честь этого события в Кедронском ущелье около монастыря Святого Саввы (Мар…

  • "Есть у меня ханукия"

    Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее…

  • JAFFA FEST В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

    С театром Гешер. Все началось еще в четверг вечером. Третьего декабря состоялось открытие фестиваля Jaffa Fest. Театр Гешер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Огненная Мар Саба

    Каждый год 18 декабря православный мир отмечает день святого Саввы и в честь этого события в Кедронском ущелье около монастыря Святого Саввы (Мар…

  • "Есть у меня ханукия"

    Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее…

  • JAFFA FEST В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

    С театром Гешер. Все началось еще в четверг вечером. Третьего декабря состоялось открытие фестиваля Jaffa Fest. Театр Гешер…