Выяснилось, что пропускную наклейку на машину от полиции жена не получит. Полицейские смеялись - несколько лет тому назад накануне праздника подрядчикам и причастным выдали было наклейки, так через десять минут умельцы в Бней-Браке уже развернули торговлю этими наклейками по сто долларов за штуку. Поэтому через многочисленные блокпосты пропускают только по списку. Утром мы с дочкой примазались к нашей драгоценной маме из пропускного списка и отправились к Цфату.
Хорошие недоразумения возникли только на въезде для адморов, которые в хасидской табели о рангах приравниваются к членам политбюро. Понятно, что через Троицкие ворота Кремля и с хорошой справкой не всегда на своей машине пропускают, а тут въезд для адморов лучших хасидских дворов! Впереди их машин ехали полицейские машины с мигалками, а моя Сузуки как всегда была без мигалки.
Недалеко от въезда для адморов мы видим канализационные емкости и золотарьские машины, выполняющие свою скромную, но очень нужную для такой оравы работу, без которой вся эта красота потечет вниз по склонам живописных галилейских гор. А выше канализационных емкостей народ палатки разбил, но не простой, а приближенный ко спискам въезда в адморские ворота.
За таким хозяйством глаз да глаз нужен, желательно с воздуха, а вертолет дорог. Тут цепеллин с видеокамерой незаменим. Услуги по воздушному видеонаблюдению Управлению Святыми Местами предоставляет фирма Sky View.

Мы припарковались на стоянке штаба подрядчиков. Там же был вагончик оператора Sky View.

Доброжелательный оператор показывает жене с дочкой как это работает.

Можно менять положение ципеллина и видеокамеры.

Можно крутить вот эти ручки и кнопки.

Это крепление ципеллинного троса к джипу.

Рядом со штабом подрядчиков небольшой табор паломников. Это один из буфетов.
Всё готово к утолению жажды пивом, если кто хочет бочечного.

Шатер йеменского семейства.

После неторопливой беседы с дорожниками в их вагончике мы отправились в восхождение к гробнице через одну из автобусных стоянок, которую тоже надо было спроектировать и возвести.

Здесь общая тропинка переходит в разделенную перегородкой для мужчин (слева) и женщин (справа).
Жена с дочкой справа, а я слева.

Становится многолюдней.

и намного грязней

Дети валятся с ног от праздничного недосыпа и спят где придется. Из громкоговорителей зачитывают объявления на идиш: "Ента Гросс, твои дети ждут тебя в центре потерянных детей".

Ента Гросс не торопится, ее опять зовут к этому центру от товарищества ЗАКА.

Вход в гробницу для мужчин.

Во дворике перед гробницей оцень тесно и шумно от нескольких мощных динамиков над входом. Играют хасидские радостные мелодии на грани разрыва барабанных перепонок, количество собирателей милостыни уже зашкаливает. Какой-то парень хватает меня с кружкой и перекрикивает динамики: "Я собираюсь жениться!!!" Кричит он на иврите, поскольку одет я как светский. Перед самым входом (он справа) я прошел через живой коридор из двух дюжин гвардейского роста и здоровья собирателей милостыни, и каждый в душу мою заглядывает.

Внутри небольшой гробницы сотни людей, хасидские парни их главных крепышей водят кавитационные хороводы, поют, под ногами виднеются двух-трехлетние дети. И я с ужасом думаю, что через секунду-другую эти маленькие дети будут умирать в смертоубийственной свалке, их затопчут, но почему-то ходынки не происходит, и все живы.

Потом я вспоминаю, что не помолился в гробнице, как-то не до того было. На выходе из мужского отделения гробницы я вижу живых и невредимых жену с дочкой. Дочка спокойна, и кости ее целы. В гробницу жена ее так и не повела, и правильно сделала - такие испытания не для женщин и детей. Это танцевальный участок одного из хасидских дворов, адмор которого, как вы помните, въезжает со всеми удобствами и с личной мигалкой.

Это динамики при такой танцевальной площадке, и они отрабатывают по полной. Мощь и величие хасидского двора определяется размерами ее танцевальной плащадки и громкостью ее музыки.

Танцевальные площадки стоят рядышком друг к другу рядом с гробницей. Поэтому захлебнуться тишиной там невозможно.

Девушки смотрят на эти мужские танцевальные игрища со стороны в специально отведенном для женщин месте. А слева моя дочка.
Чтобы не стать дремучим антисемитом, надо прежде всего быть обыкновенным евреем. Чтобы не скатиться в дремучие антисемиты, будучи обыкновенным евреем,.. я даже не знаю, что для этого нужно. Откуда-то Изеньки Шамиры и Шломит Алони берутся, из неведомо какой капусты. Я вошел в адову давку рашбийской гробницы, с потными Пашами Эмильевичеми, загнавших туда же своих малых деток, и никто там не желал говорить на моем иврите моей страны, вышел я оттуда всё тем же обыкновенным евреем без ненависти к этой хасидской братии. Я, добрая душа, был озабочен сохранением детских косточек. И эта непроизнесенная молитва была услышана, и детки остались живы. Барух а-Шем! Я вам так скажу - гробница РАШБИ на Лаг Баомер это что-то вроде "Пикника на обочине", только шумно, без гаечек и нет времени на долгие философские размышления, а результат тот же.