Muhammad Shawaka (shawaka) wrote in all_israel,
Muhammad Shawaka
shawaka
all_israel

Category:

История границ Эрец Исраэль.

 Здравствуйте, уважаемое сообщество!
 Буквально несколько минут назад вступил в один круг с Вами. На самой первой странице с правилами, в комментах, я прочел вопрос: "А какая разница со, скажем, сообществом tourism_il?"  В ответе говорилось (не цитата - привожу по памяти), что это сообщество больше, как бы, расчитано на историческую сторону вопросов о нашей прекрасной стране. Примерно так.
  У себя в блоге и на Туризм_ил я уже постил работу, которую хочу запостить сейчас здесь. Может здесь она увидет читателей, так как она больше касается именно истории, а не достопримечательностей. Работа о границе, о нашей южной границе, точнее об истории ее развития и обозначения. По роду деятельности я занимаюсь изучением Ближнего Востока и отдельно интересуюсь темой границ и "нового мирового порядка на Ближнем Востоке", который начал формироваться незадолго до конца Первой мировой войны и, в принципе, процесс идет до сегодняшнего дня. В этом плане у нас - очень динамичный регион.
   Я сейчас работаю над серией из четырех статей (одну из них читайте ниже) по истории вопроса границ, сначала в Эрец Исраэль, а затем и государства Израиль. 
  Итак, дамы и господа, представляю на Ваш суд первую из четырех статей о наших границах. Мне очень будет приятно и полезно получить критические замечания и вопросы, я понимаю, что "труд" этот мой очень далек от совершенства.
   По ходу вопросов, или исправлений буду исправлять и статью.

   Набежала очередная волна усиления разговоров о границах Израиля, и каких только словосочетаний и выражений не услышишь: "границы 67-го года"; "зеленая линия"; "линия 23-го года" и прочее. Можно запутаться, но если бросить даже беглый  взгляд на историю вопроса, то путанницы не поубавится, а возможно наоборот - станет больше. Но не исключен и такой вариант, что зная цепочку событий по которой развивается вопрос, вопрос этот наоборот - прояснится.
   В Книге Книг, в разных частях ее и главах, можно найти не менее пяти относительно понятных и четких описаний границ Земли Израиля, но следует подчеркнуть, что эти места "относительно четкие", относительно других, совершенно нечетких и непонятных. В двух словах можно сказать, что с севера на юг - это от Тель Дана до Беер Шевы и от моря до реки.*  Предложение, помеченное значком (*) будет иметь в конце текста ссылки на первоисточники, кто захочет сам покопаться в библиографии. И еще я хочу представить термин "Земля Израиля"(**), который будет  широко употребляем, и значение которого достаточно точно формулируется на страницах Википедии.
   Итак, пропустив эпохи Единого Царства, вавилонского плена, греков, римлян, арабов, крестоносцев и мамалюков (чтобы не залезть в глухие дебри и не заблудиться там окончательно), остановимся на девятнадцатом веке, на нескольких последних десятилетиях существования Оттоманской Империи, частью которой в то время и была Земля Израиля; Оттоманска Империя правила Землей около 400 лет, а сама Империя, выражаясь современным языком, была что-то сродни союза федераций, состоявшей из нескольких субъектов разных национальностей, где "соединяющим клеем" была одна общая религия - ислам.
   И вот, на дворе 1831 год.  Год этот для Ближнего Востока был знаменательным: наместник турецкого султана в Египте, Мухаммад Али взбунтовался. В азарте мятежа он зашел так далеко, что послал отборное войско во главе со своим сыном Ибрагим-Пашой походом на саму Порту, на Истанбул. Когда воины Ибрагим-Паши дошли до Анталии и когда угроза захвата ими Истанбула вместе с самим султаном и всем правительством стала более чем реальной, тут "проснулись" англичане, всегда державшие свои чуткие пальцы на пульсе Ближнего Востока.  Хотя всего 24 года назад, Мухаммад Али (тогда просто турецко-подданный военноначальник) разбил и вынудил эвакуироваться из Египта британский корпус, англичанам было крайне невыгодно падение Истанбула перед войсками Ибрагим-Паши. Не смотря на то, что вся эта история более походила на некий тип гражданской войны, падение Порты было даже опасно для британской короны. Если Ибрагим-Паша возьмет Истанбул и не дай Бог убъет султана, эта резня приведет к смуте в Оттоманской Империи, которой тут же воспользуются для своего укрепления в регионе как минимум две империи - Российская  и Австро-Венгерская, да и Францию нельзя сбрасывать со счетов, у Франции есть военный порт в средиземноморье - Марсель, откуда они могут очень быстро дойти до Босфора.
   Англичанам нужно было остановить Ибрагим-Пашу! К нему в стан явились британские представители и предложили свои посреднические услуги в переговорах с султаном, и попросили Ибрагим-Пашу остановить движение на Истанбул.
 - Да вы что? Никогда! С чего это вдруг? - можно представить, что примерно так им отвечал Ибрагим-Паша - Я побеждаю, так почему я должен останавливаться и еще вести переговоры с проигрывающей стороной?
  По всей видимости он не понял намеков англичан, которые наверняка были сделаны.  Подданные Его Величества Вильгельма Четвертого, состоявшие на военно-дипломатической службе, умели это делать. Но в конце концов это всего-лишь мои спекуляции, а вот в реальности к порту города Акко подошел британский военный корабль, и первым же выстрелом попал в арсенал, в котором хранились боеприпасы, снаряжение и оружие армии Ибрагим-Паши, и даже его отца, Мухаммада Али. Ни о каком военном походе никуда, уже не могла идти речь. С благословением своего отца, Мухаммада Али, Ибрагим-Паша сел за стол переговоров.
   Это была предистория подписания Лондонского Договора 1840 года ( The Convention of London of 1840). Среди многих пунктов этого Договора, которые в этой статье мы не будем рассматривать, были и пункты, регулирующие административный раздел между Оттоманской Империей и мамелюкским Египтом Мухаммада Али.


ВНИМАНИЕ!!! 

Обозначенная на вышеуказанной карте линия синего цвета - это самая первая линия в современной истории Земли Израиля, которую можно назвать ГРАНИЦА!
  Да и как "граница" эта линия была не совсем тем, что мы сегодня подразумеваем под понятием "граница".  Не нужно забывать, что Египет Мухаммада Али и Истанбул со всей Оттоманской Империей султана Махмуда Второго, формально, да и не только, оставались одним государством, где Египет выступал скорее в роли субъекта федерации, чем иностранной державой. По-этому и граница во всех смыслах была такой, какая сегодня есть граница между Тверской и Ленинградской областями, или граница между Хайфой и Нешером. Но все таки - 1840 год - год рождения первой границы Земли Израиля в современной истории!
  Граница начиналась от Рафиаха, и практически под линейку, прямой линией шла до Суеца. На карте показан Суецкий канал, но во временя подписания Лондонского договора 1840 года, Суецкого канала еще не было, его построят позже. О нем мы также поговорим.
   С этого момента все, что было связано с границами Земли Израиля начало все больше и больше ввергаться в путанницу.
Через 29 лет после подписания Лондонского договора, осенью 1869 года, точнее - 17 ноября, был открыи для судоходства Суэцкий канал. Англичане были в шоке! Это был серьезный удар по экономике Великобритании и не только.
 Почему это так задело англичан? - Суэцкий канал сокращал почти на 8 000 (!) км путь из Индо-Китая в Европу. Теперь, используя Суэцкий канал, не нужно огибать Африку, можно сразу из Индийского океана, Красным морем через Суэцкий канал зайти в Средиземное море и вот - порты Франции, Италии... Да, это был очень серьезный удар по Британской короне.
   Но высшие силы (англофилы говорят, что это было результатом английской конспирологии) протянули руку Великобритании. Акционерное общество, которое занималось проектировкой, строительством ("Всеобщая компания Суэцкого Канала" под руководством инженера Фердинанда де Лессепса) и обслуживанием канала, обанкротилось. Большая часть акций канала принадлежала египетскому вице-королю Исмаил-Паше, к которому в народе было неоднозначное отношение; и многие факторы в совокупности вынудили Исмаил-Пашу продать канал англичанам. Два еврея: представитель банковского дома Ротшильдов под гарантии правительства Великобритании в лице Премьер-Министра Дизраэли, совершили эту сделку. Так называемый Константинопольский Договор (The Convention of Constantinople) 1888 года закрепил за Суэцким каналом британский протекторат.
  Но еще раньше Британия, как любая другая империя на ее месте, посылает в Египет войска для защиты своей собственности - канала. В то время в Египте проходили народные волнения, так называемый "Мятеж Ураби", направленный против иностранного засилия и влияния на внутренние дела в Египте, и назывался по имени его лидера - полковника Ахмеда Ураби. Не будем углубляться в эту историю, в двух словах:  после того как 11 июня 1882 года в результате беспорядков в Александрии погибло около 50 европейцев и 250 египтян, командующий британским флотом в регионе, адмирал Сеймур, приказал обстрелять город. Находившийся на рейде французский флот, отказался учавствовать в обстреле. В сентябре того же, 1882 года, Палата Представителей британского парламента проголосовала за широкую военную операцию в Египте. Произошла высадка английских войск в дельте Нила и в районе северной части Суэцкого канала и 13 сентября 1882 года мятежная армия полковника Ахмада Ураби была разбита, а сам Ураби был взят в плен и сослан на Цейлон.
  На сцену выходит еще одна фигура, имеющая непосредственное отношения к нашей теме - границы Эрец Исраэль на юге. И фигура эта - Эвелин Баринг, граф Кромер. Вот его портрет, написанный современником:


  Граф Кромер представляет Великобританию в Египте, но он не посол! Формально, Египет остается частью Оттоманской Империи и британский посол находится в своей резиденции в столице империи - в Истанбуле. Официальный титул графа Кромера - консул. До этого он числился членом международной комиссии по надзору за египетской финансовой политикой после экономического провала, к которому привел вице-король Египта Исмаил-Паша, но и на этом мы останавливаться не будем, остановимся на тех вопросах, которые повлияли на образование южной границы Эрец Исраэль. И вот, Эвелин Баринг  граф Кромер сидит в Египте и видит ситуацию так, как ее не видят в Лондоне. И первое что бросается ему в глаза, это то, что граница между Египтом и остальной Оттоманской империей, которая проходит согласно Лондонскому Договору от 1840 года от Рафиаха до Суэца, уже не соответствует британским интересам. Британские интересы опять в опасности! К возникновению новых опасностей Британской короне в регионе приложил новый игрок, появившийся на Ближневосточной политической сцене. Игрок этот - Германия.
  На первой иллюстрации - карте региона, на которой синим цветом обозначена граница 1840 года. На этой карте видно, что теперь новая собственность Британской короны - Суэцкий канал, а точнее, его южный вход-выход, находится прямо на границе. В это время дружба, которая зародилась еще несколько десятилетий назад, между Оттоманской Империей и Германией, начала крепнуть. В октябре 1898 года в Оттоманскую Империю состоялся визит германского Кайзера - Вильгельма Второго. В ходе визита он посетил также и Эрец Исраэль, именно тогда состоялась его встреча с Т. Герцлем. Англичане воспринимали Германию как серьезного конкурента во многий областях, и теперь еще добавилась область Ближневосточной политики, которая в последствии могла ударить и по экономике. И опять на повестку дня встал вопрос границ. Границы Эрец Исраэль начали беспокоить страны, которые находятся за тысячи км отсюда, еще в конце 19-го века; таким образом, мы видим, чтоэто не новая тема на повестке дня вершил мировой политики.
  Граф Кромер был прав - граница между Египтом и Эрец Исраэль (будем говорить так), каковой она была на тот момент не могла удовлетворять Англию и причин, по-большому счету, было две, одинаковых по степени своей важности:
- сближение Истанбула и Берлина;
- Хиджазская железная дорога.

   Хиджазская железная дорога, Дорога в Хиджаз, Железная дорога Хаджа, - такие были имена у железной дороги, соединявшей Дамаск с Мединой, имевшей ветки в Хайфу, Шхем и Акко. Ее первую очередь, длиною в 459 км, которая соединяла Дамаск и город Маан (современная Иордания) торжественно открыли первого сентября 1904 года.
Вот схема этой дороги:



В своих донесениях в Лондон, граф Кромер, аргументировал свое видение того, что границу необходимо срочно переносить, следующим: Оттоманская Империя, в лице Султана в Истанбуле, не без участия германского фактора, с посредством железной дороги, смогут перебросить войска, скажем из Хафы в Маан, а оттуда маршем, преодолев всего 120 километров, войска приходят в портовый город на Красном море, в Акабу. Сев на военно-транспортные корабли, или просто на военные корабли, выйди из залива Акаба и пройдя 550 километров по морю, эти войска окажутся в Суэце. Чисто теоретически можно предположить, что направив орудия главного калибра на выходящие из канала суда и предложив заплатить за проход пошлину, эту пошлину можно- таки получить! Чем не угроза британским интересам? Необходимо срочно менять границу! При чем, в ходе смены границы, необходимо сделать так, чтобы Акаба также оказалась на территории Египта. Не совсем простая задача.
  Правительство в Лондоне прислушалось к Кормару и подошло к вопросу со всей серьезностью и основательностью, с какой англичане могут подойти к решению сложной задачи. Англичане присылают на Синай военно-геодезические партии, целью которых является составление подробных точных карт района, поиск и обозначение источников воды, составление отчета о бедуинском населении (очень сложная на практике задача), маршрутов их кочевания, пастбищ скота и многое другое. Эта работа заняла несколько лет.
  В процессе полемики между представителями Оттоманской Империи и англичанами, турки получили: водный источник Эйн Нетуфим; источник Эйн Хурша; и источник Эйн Амара (возле кратера Рамон). Следует также отметить, что на момент переговоров и маркировки границы 1906 года (на нашей иллюстрации №1 в начале статьи обозначена красным цветом), Рафиах был просто геодезической точкой на побережье Средиземного моря, а не населенным пунктом. 
  Вкратце это история создания первой границы Эрец Исраэль в новейшей истории, которая, в основном, и сейчас служит государственной границей между государством Израиль и Египтом. Есть документы, в частности египетские газеты начала 20-го века, где есть статьи, рассказывающие о том, что народу Египта не нужен Синай. (Для этого действительно были причины) Об этом в конце жизни рассказывал и .... (вспомню имя - сделаю апдейт) руководитель английской геодезической миссии на Синае. Вся рассказанная выше история вообще не является запутанной, сложной и многоходовой, по сравнению с историей создания граний Эрец Исраэль, а затем государства Израиль на севере, северо-востоке и востоке. Где существовало больше всяческих под- и нормативных актов и договоренностей, как секретный долговор Сайкс-Пико во взаимодействии с министром иностранных дел Российской Империи Сазонова, работа комиссии Ньюкомб-Поле и многих других. 

   -----------------------------------------------------------  ПРИМЕЧАНИЯ  -----------------------------------------------------------------
* Упоминание о границах Эрец Исраэль в ТАНАХе:
     Бытие 15 : 18-21.  Бытие 13 : 12; 13 : 14. Числа 34 : 1-12. 3-я Царств 4 : 21. И другие. О границах Эрей Исраэль много
     упоминается в раввинистической литературе.

** Определение термина: "Эрец Исраэль"; "Земля Израиля", взятое из Википедии:
   
 
  Земля́ Изра́ильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל, Э́рец-Исраэ́ль), также Земля́ Обетова́нная, Свята́я Земля́ —
исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня
 наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории начиная
от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична
 ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует
 различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической Земли Израильской
находятся, собственно, Израиль, часть южного Ливана, западная часть Иордании, часть Сирии,
 Западный Берег и Сектор Газа.


Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments