IrenaS (irenase) wrote in all_israel,
IrenaS
irenase
all_israel

Category:

"Да славится спичка, сгоревшая, чтобы зажечь". Кибуц Сдот-Ям. 27.11.10.

В Кибуц Сдот-Ям(שְׂדוֹת יָם - Морские поля) мы приехали около пяти часов, ближе к вечеру, в прошлую субботу.
Насыщенная прогулка по заповеднику Нахаль Таниним( נחל תנינים - Крокодилья речка) до моря, затем,
частично вдоль акведука и частично по берегу моря до Кейсарии, посещение музея Ралли и птичьих мозаик
несколько нас притомили, особенно, если учесть весьма жаркую погоду, которая была в прошлую субботу.
Эта прогулка планировалась заранее и никто не расчитывал, что в конце ноября будет стоять такая жара...
Да и плотный обед-ужин под сенью роскошного и загадочного эвкалипта не располагал к дальнейшему восприятию
еще чего-то увиденного и услышанного. Но, когда мы зашли в кибуц Сдот-Ям и увидели то тут, то там стоящие у домов,
колонны, на них пристроенные капители и различные скульптуры явно не сегодняшнего и не вчерашнего
изготовления, то сон и усталось как рукой сняло и появилась заинтересованность разобраться в происходящем.


Множество раз мы прозжали на машине мимо поворота на этот кибуц по дороге в Кейсарию. И даже не подозревали,
что там так интересно.
Немного о кибуце. Текст взят из из Википедии
"Сдот Ям - кибуц в Израиле. Расположен на берегу Средиземного моря непосредственно к югу от города Кейсария.
Относится к хайфскому району. Основан в и перенесен в его нынешнее месторасположение в 1940 году. Находится
под юрисдикцией районного совета Хоф-ха-Кармель. Население 602 человека (2006).

История
Кибуц первоначально был основан в 1936 году в районе Крайот к северу от Хайфы. Жители кибуца занимались рыболовством,
но в реальности кибуц служил базой для еврейской группировки Пальям, занимающейся провозом нелегальных еврейских
иммигрантов в Британский мандат Палестины.
В 1940 году кибуц перенесен в своё нынешнее месторасположение к северу от Кейсарии (примерно в 60 км от первоначального
месторасположения).

Экономика
В первые годы экономика кибуца основывалась на рыболовстве. В настоящее время в кибуце имеется крупный завод по
производству искусственного мрамора, два зала специализирующихся на проведение торжеств на берегу моря, гостинично
-туристический бизнес, археологический и исторический музеи. Так же кибуц занимается сельским хозяйством (молочное
скотоводство, выращивание бананов и авокадо)."

Дополнение от aristarh2008
А еще там чуть ли не единственный пляж, где нет волн потому, что он прикрыт цепочкой островов. И еще там прогулки на лошадях.
И еще дайвинг.

А mymmi_troll характеризует это место как славное для отдыха в конце недели.

В сороковые годы прошлого века и началась история, которая на сегодняшний день обернулась небольшим музеем древностей
кибуца Сдот-Ям.
Каждому хочется украсить свой дом и то, что вокруг него, как можно лучше. Кибуцники воспользовались тем, что в те
годы никого особо не интересовала древняя Кейсария и подручный материал для украшения даже не нужно было искать.
Он был здесь, рядом, возможно немного присыпанный песком, но вполне в пределах досягаемости.
И кибуцники занялись тем, что стали стаскивать всякие древности из Кейсарии. Причем древности весьма тяжелые.
Как они их туда стаскивали я не очень то поняла. Различные колонны, капители, скульптуры. Украшали всем этим территорию
кибуца.
Красота, как известно, должна спасти мир. В нашем случае она украсила один отдельно взятый кибуц.
Государства Израиль в ту пору еще не было, соответственно не было и никакой охраны древностей.
Очень забавно смотрятся все эти древности рядом с кибуцными домиками.
И, чтобы все это было менее забавно и для привлечения посетителей на территорию кибуца, да и, как сказал наш экскурсовод,
под определенным нажимом государства в лице управления древностями, в кибуце открылся этот музей.

Музей представляет из себя здание, построенное по образу и подобию римской виллы. В музей мы не попали.
Поздно туда приехали. Но то, что рядом с музеем-виллой, внутри ограды, видели.


Как оказалось, нам не помогло бы и если бы мы туда приехали раньше. Музей закрыт по субботам.


Правда, в субботу туда можно попасть по предварительной договоренности, как я поняла.

Музей древностей кибуца Сдот-Ям (Кейсария)
"Этот оригинальный музей демонстрирует находки, поднятые с морского дна в районе Кейсарии: обломки скульптур, колонны,
монеты, глиняную утварь, керамику и т.п. Найденное позволяет представить себе роскошь города Ирода и римского периода.
На территории кибуца располагается парк скульптур, великолепный берег моря."




Но не только этим музеем интересен кибуц Сдот-Ям.
"В кибуце расположен дом-музей еврейской поэтессы и героини Второй мировой войны, которая жила и работала в кибуце с
декабря 1941 по февраль 1943. Музей включен в национальный культурно-исторический проект "Наследие" и финансируется
правительством Израиля. Он принимает 15 тысяч посетителей в год."

Хана Сенеш
(1921 – 1944)



          Хана Сенеш родилась 17 июля 1921 года в Будапеште. Ее отец, Бела Сенеш, — одаренный еврейско-венгерский писатель,
умер молодым, когда она была еще ребенком. Между осиротевшей девочкой и ее матерью, Катериной Сенеш (урожденной
Зальцбергер) установились необычайно трогательные, тесные и сердечные отношения, какие редко бывают между детьми
и родителями. Мать много сил отдавала ее воспитанию и оказала на нее огромное влияние. С детства проявилась незаурядная
одаренность Ханы, и она была первой ученицей в школе. Девочка воспитывалась в зажиточном еврейско-венгерском доме, очень
далеком от национальных традиций, и посещала венгерскую школу. Атмосфера все усиливавшегося антисемитизма, отголоски
народных страданий, сигналы бедствия, доходившие из Палестины — все это раздувало в ее душе уголек национального
самосознания, приобщило ее к благородным идеям сионизма.
          И Ханой овладела одна страстная мечта — Эрец-Исраэль.
19 сентября 1939 года, когда Вторая мировая война лишь начиналась, и никто не был в состоянии предсказать размеры и масштабы
грядущей катастрофы, Хана репатриировалась в Палестину и поступила в сельскохозяйственную школу в Нахалале, где пробыла
два года. Закончив учебу, она решила, после короткого периода колебания и поисков, присоединиться к “Объединенному
кибуцу” (“а-кибуц а-меухад”), к одной из групп рабочей молодежи. 22 декабря 1941 года она вступила в коллектив кибуца “Сдот-Ям —
Кесария”. Более двух лет Хана проработала в нем, и тут в ее сознании вспыхнула мысль о священной миссии по спасению от смерти
запертых в гетто и лагерях евреев диаспоры. Эта мысль зрела в ней в течение ряда лет.

          В тот день, когда она прощалась со страной, ей довелось встретиться с единственным братом, горячо любимым Гиорой,
прибывшим в Палестину из Франции. Назавтра она была уже по пути в Каир. 11 марта 1944 года она улетела в Италию, а 13-го
приземлилась с парашютом в Югославии, среди партизан, боровшихся с нацистами. Около трех месяцев скиталась она по партизанскому
краю, стремясь пересечь границу, не давая покоя ни себе, ни товарищам.

          9 июня ей, в конце концов, удалось пробраться через границу в Венгрию, но назавтра же она попала в руки нацистов, став
жертвой предательства. Пять последних месяцев своей жизни она провела в фашистском застенке, а 7 ноября 1944 года (21 хешвана
5705 года) была казнена. Тюрьма и пытки не сломили ее духа, никакими страданиями не удалось заставить ее покориться, выдать секреты
своей миссии. Неизвестные похоронили ее на “Площадке мучеников” в Будапеште. В 1950 году ее останки были доставлены в Израиль,
и на горе Герцля в Иерусалиме она нашла свой последний покой.
М. Бреславский


А надгробие с могилы в Будапеште установили в между двумя музеями в кибуце Сдот Ям. Вот оно.


Наш экскурсовод Нааман рассказывает про Хану Сенеш, про ее короткую жизнь. Ей было всего 23 года, когда она погибла...
Теперь то мы понимаем насколько неоправданной была ее гибель и гибель ее соратников. Но ею двигала идея спасения евреев
Европы вообще и ее любимой матери в частности. По злой иронии судьбы мать Ханы выжила, после войны она репатриировалась
в Израиль...
По ее просьбе надгробие было установлено в кибуце Сдот Ям, месте где ее дочь Хана провела последние годы жизни.
Обратная сторона надгробия.


А я, глядя на эти колонны, представила себе, как Хана вместе с остальными кибуцниками шла берегом моря до Кейсарии,
помогала откапывать те или иные древности и грузить их на какие-то подручные средства, на которых их перевозили в кибуц.
Вместе со всеми выбирала у какого дома установить колонну, смотрела как поднимают капитель... И, потом, прислонившись
к одной из высоких колон или присев на низкую, записывала свои замечательные стихи.


Нааман закончил свой рассказ и вдруг полилась песня... Офра Хаза пела нам песню Дорога в Кейсариюאלי אלי) - Эли, Эли - О, Бог, мой Бог)


Слова:   Ханна Сенеш            Музыка:  Давид Зеави


О Бог, мой Бог...
Пускай не исчезнет со мной
Песок и прибой,
Дыхание моря.
Сияние молний,
Молитвы покой.


Трудно назвать это совпадением. И все же... За неделю до того, как мы попала в Сдот-Ям и увидели надгробие с могилы Ханы Сенеш,
перевезенное сюда из Будапешта, мы(практически тем же составом группы), после посещения Яд ва-Шем, поднялись на гору Герцель
и подошли к могиле Ханы Сенеш. Вот она.


К МАТЕРИ

Ты не стонешь, ты не плачешь,
Ты не жалуешься, мама,
Ты от взоров горе прячешь —
Губы сжав, молчишь упрямо.
Ветер стонет, ночь тревожа,
Море волнами грохочет —
Нет, никто молчать не может,
Нет, никто молчать не хочет!
Но какие только боли,
Молча, ты не выносила!
Где берешь ты столько воли,
Сколько мужества и силы?..

Нахалал, 15.1.40.
Перевод Р. Баумволь



СПИЧКА

Да славится спичка — сгорела, но пламя зажгла,
да славится пламя — чья пламенность в сердце вошла.
Да славится сердце, сумевшее пламя сберечь.
Да славится спичка, сгоревшая, чтобы зажечь
.

Сердице, 2.5.1944
Перевод А. Воловика



А в это время на море догорали последние отблески заката...


И мы отправились домой, в Хайфу.
Tags: Кейсария, археология, история, музеи, персона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments