Часть 1
Твои действия в роли посла очень энергичны.
Эли, ты неоднократно повторяешь, что ты необычный дипломат. Каким образом мастер карате, обладатель пятого дана Эли Коэн, помогает дипломату Эли Коэну в его работе ?
Мне уже посоветовал один из членов японского парламента, чтобы я, договариваясь о встречах, представлялся как каратист, который, между прочим, является послом Израиля. Это шутка, конечно, но я, безусловно, пользуюсь этим имиджем.
Уже 34 года я изо дня в день тренируюсь. Был президентом ассоциации карате Израиля. Начал заниматься этим всерьез, когда был студентом Иерусалимского университета. Правда, и до этого я уже проходил тренировки в армии, когда служил в частях особого назначения.
И вот - каждый день по 6-8 часов тренировок. Неудивительно, что скоро мне уже не так просто было найти достойного оппонента в Израиле. В 90-м году я стал первым израильтянином, которому был присужден 5-й дан по карате. Эта борьба с годами стала мне близка и с философской точки зрения, не только на уровне техники. Сначала было просто интересно заниматься, а потом это увлечение переросло в нечто большее.
Вот, что интересно: в Израиле практически нет ни одного культурного центра, где бы не было кружков карате. Такого большого интереса к этому виду борьбы нет даже в Японии.
Как ты это объясняешь?
Этому есть как более поверхностное объяснение, так и более глубокое. Израиль - страна, которая находится в постоянном напряжении. Безусловно, владение техникой самообороны повышает самооценку и чувство собственной безопасности. Но ведь не только Израиль живет в таких условиях, есть множество других стран, которые находятся не в лучшем положении.
Осимо, мой учитель, заметил, что процент его учеников-евреев в разных странах никак не соответствует проценту евреев относительно общего населения страны - он всегда превышает его. Значит есть что-то, что заставляет евреев - не только израильтян - заниматься карате.
Так в чем же дело?
Когда смотришь вглубь философии боевых искусств, начинаешь понимать, что она очень близка еврейской философии. Видимо, древняя мысль человечества была достаточно универсальной.
Жизненная философия японцев - это не синто или буддизм, а бусидо – средневековый кодекс чести самурайского военного сословия. Вся их государственная система и система личных взаимоотношений связана с этой традицией. В еврейской традиции древние обряды служат тем же целям, что и японские.
Когда-то у меня вышел спор с известным физиком, одним из первых после Второй Мировой войны получивших 5-й дан по карате, французским евреем Даниэлем Шемлером. Мы встретились в 89-м году в Америке - я тогда был посланником молодежного движения Бейтар в Америке, он работал в Нью-Джерси, занимался научными разработками. На неделе между Рош-а-Шана и Йом Кипуром мы вместе с семьями пошли ужинать в ресторан. Жена Даниэля заказала свинину, и, нахваливая блюдо, поинтересовалась, почему мы не заказали тоже. Я ответил, что свинину вообще не ем, да и к тому же сейчас десять дней покаяния перед Йом Кипуром. На что Даниель сказал: "Что за глупости - эти десять дней ? Тот, кто грешит каждый день и не согрешит в течение 10 дней - неужели праведником станет ?"
Я человек верующий, но нерелигиозный. Я решил объяснить ему свою точку зрения, через призму того, что нам обоим близко – карате: "Каждый год мы принимаем участие в специальной тренировке, которая длится без перерыва от 3 до 5 дней. Это, прежде всего, психологическая борьба человека самого с собой. Скажи, кто-то после первой такой тренировки достигает хоть чего-нибудь ? А после второй ? Ну, может быть, совсем немого продвигается в понимании. А через двадцать таких тренировок ? Мы говорим, что через двадцать лет, что-то в человеке меняется. А если не меняется, то уж, пожалуй, и не изменится никогда. Этот способ длительной тренировки придумали примерно 1500 лет тому назад. Десять дней покаяния и Йом Кипур - 3500 лет тому назад. Десять дней перед Йом Кипуром мы проводим внутреннюю работу, в Йом Кипур мы проверяем также и свои физические силы - постимся. Может быть, после первого раза ничего и не произойдет, после второго - тоже, но после двадцатого..."
Даниель тогда согласился со мной. Он сказал: "Знаешь, я никогда не думал об этом раньше". Я тоже не думал (смеется).
Мы, евреи, так уж устроены, что все время задаем вопросы и ищем на них ответы. Карате занимается тем же самым, только другим путем. Работая над собой, становишься лучше, сильней психологически. Поэтому, наверное, подсознательно евреи тянутся к карате, как к образу жизни. Из-за древности обеих традиций в них есть много общего, и это общее - подсознательно, конечно - притягивает.
Иудаизм, как и карате, диктует отношение к себе, окружающим; в принципе, он полностью определяет образ жизни. Поединок карате - это сражение самого с собой; соперник здесь - всего лишь отражение тебя самого. И бороться надо в полную силу, чтобы победить слабость в себе. Если один испугается и сдастся, тогда чему же научится другой ? Самая высокая степень мастерства – это когда ты можешь слиться с противником: ты – это он. Тогда ты начинаешь предвидеть каждое его движение. Психологически ты проникаешь в его шкуру. Вот почему можно часто наблюдать картину: во время поединка борцы чуть не убили друг друга, а после поединка искренне обнимаются. Дело тут в том, что в течение боя они не занимались ничем иным, кроме как обучали друг друга противостоять своим собственным слабостям.
Выходит, ты испытываешь симпатию к своим оппонентам не только на ринге, но и в дипломатических кабинетах?
(Смеется). Я сейчас стараюсь установить добрые отношения между людьми из различных областей в Япониии и Израиле: в культуре, в экономике; сместить акцент с постоянного разъяснения военного и политического конфликта в более позитивное русло - культурное и экономическое сотрудничество. Сейчас посольство Израиля в Японии должно выполнить работу связующего звена. Уже потом, когда связи установятся и укоренятся, посольство сможет отойти на второй план. Сегодня прежде всего необходимо создать отношения на человечеком уровне.
Пять лет тому назад в Израиле основали общество сумистов. Конечно же, израильские борцы сумо не похожи на японских внешне, но они борятся по всем правилам сумо. В основном, это дети. Тренируются они в Модиине. В рамках культурного обмена в апреле мы привезём пятерых детей на одну неделю тренировок в одном из самых известных центров подготовки сумистов. Кроме того, мне бы хотелось воплотить в жизнь еще одну отличную идею. Уже лет десять в посольстве носится в воздухе мысль привезти японских сумистов на Мёртвое море. Это же сильнейший рекламый трюк! Представь себе, сумисты, лежащие на воде Мёртвого моря. Можно ведь делать снимки с вертолета – здорово, правда? Это, конечно, сложно организационно... Так вот, во время визита наших маленьких сумистов, мы будем углублять отношения с организацией сумо Японии. И постепенно, я надеюсь, добьемся того, что четверо-пятеро сумистов посетят Израиль. А потом покажем эти фотографии здесь. Я планирую это на 2006 год; 2005 занят другими проектами.
Карате, иудаизм – это всё особые системы взглядов. Но учения, не подкрепленные жизненным опытом, обычно большой силой не обладают. Твоя личная биография неординарна. Ты, как я знаю, был первым солдатом, который пересек Суэцкий канал во время войны Судного дня. Расскажи об этом.
В случае с переходом Суэцкого канала речь не идет о личном подвиге – это был коллективный героизм. Да и на деле всё выглядело не так уж серьёзно; как и вся жизнь. Серьезными в своем героизме бывают только герои фильмов-боевиков.
Все началось с того, что ЦАХАЛ организовал элитную группу парашютистов. Когда началась война Судного дня, я был двадцатичетырёхлетним студентом физико-математического факультета иерусалимского университета и резервистом этого отряда.
Нашу группу доставили на Синай. Так как мы были десантниками, обученными обезвреживать противотанковые мины, мы должны были пересечь Суэцкий канал и расчистить дорогу для танков. Но как его переплывать ? Вокруг войска противника - надо пройти через целую армию, чтобы добраться до канала. Командир наш - Ави Тамир - спокойный, как слон, дает указания. Мы должны были занять шесть лодок так, чтобы они плыли попарно. Я должен был возглавлять эту флотилию. Если первые две лодки тонут, следущие длолжны их заменить, и так по очереди. Кто-то обязательно должен переплыть на другой берег, сделать сигнальную разметку территории и подать сигнал танковым частям. Лодки из резины - достаточно одной пули, чтобы они пошли ко дну. Об этом, правда, никто не задумывался тогда. Был другой, более насущный вопрос – как добраться до воды ? Бронетанковые части уже неделю никак не могут достичь цели... Нас всего 36 человек.
Когда нас везли на чудом доставшихся нам БТР-ах, было всё ещё очень слабое представление о том, как события будут развиваться дальше. В этом направлении ехали не только мы, но и машины с ранеными, грузовики с оружием... Вокруг пустыня, объезд невозможен. Мы – отряд особого назначения – исполнители главной военной задачи на тот момент, плетемся в порядке общей очереди по узкой дороге. А что делать ? Офицеры начали выполнять функции военной полиции - регулировать движение, чтобы как-то продвинуться вперед.
Я только потом узнал, что мы достигли канала благодаря героизму бронетанковых войск, расчищавших нам впереди дорогу. Почти все они погибли, создавая нам коридор безопасности. Вокруг нас разрывались снаряды; с одной стороны танк горит, там - перевернутый грузовик, здесь - падает ракета. Мы едем сквозь весь этот ужас целые-невредимые, и, к счастью, ни одна резиновая лодка не была повреждена.
Добрались мы до места назначения к вечеру с опозданием в несколько часов. Я, как офицер, должен был отобрать себе пять солдат для переправы через канал. Как выбирать, по каким критериям ? Все отличные солдаты, все хотят быть избранными, и в то же время каждый боится - это же резервисты, уже с семьями, детьми. Ты как бы решаешь человеческую судьбу...
Короче говоря, сделали выбор. Готовим лодки, забрасываем туда все необходимое снаряжение, чтобы, переплыв канал, иметь возможность дать сигнал на берег.
До этого момента я совсем не волновался: ты - солдат, твое дело выполнять приказ. Всё делалось как-то само собой, автоматически. Но когда я повернулся и увидел, что оставшиеся на берегу машут нам руками, будто прощаются, я вдруг подумал: "Почему они прощаются ?" Тут-то у меня за все время первый раз мелькнула мысль, что это все по-настоящему, и случиться может все, что угодно.
Мы уже на воде и вдруг - двигатель не заводится! Ну что ты будешь делать? Видимо, под тяжестью груза перекрылся топливный шланг. Но теперь каждый сам за себя; каждый сам на своей лодке должен переплыть канал. С горем пополам мы как-то завели наш мотор. Плывём. Тут один из моих молодых солдат начинает стрельбу - видно, показалось что-то. Я кричу: "Ты что! Куда стреляешь?!! Ты же нас живой мишенью сделаешь!". Страшно было...
И вот, наконец, мы уже на другом берегу. Я спускаюсь один, бегу к забору - никого нет на берегу. Начинаем расставлять сигнальные огни. Остальные пять лодок все еще на воде. С нами пытаются связаться по рации и, пока я не поставил огни, все считают, что наш экипаж погиб. Наконец, огни горят, командование передает в штаб Арику Шарону, что мы перешли Суэцкий канал; он сообщает Голде Меир. Она выступает в Кнессете с сообщением о том, что наши силы уже на другой стороне Суэцкого канала, и мы, в тылу у египтян, ведем военную операцию.
Все лодки приплыли целыми и невредимыми. На следующий день утром начинают подтягиваться танки, они проезжают по нашим разметкам. Мы прорвались.
Кстати, все мы, прошедшие израильские войны, дружим, помогаем друг другу. Мой друг - тот, что был моим связным в отряде во время Ливанской войны - обратился ко мне за помощью, когда пропал его сын в Бутане, в горах. Он был альпинистом, совершал восхождение и пропал без вести. Я занимал тогда ответственный пост, у меня уже были три дочки. Было понятно, что придется отсутствовать месяц; я понимал, что поиск будет тяжелым, да и опасно в горах. Но, знаешь, даже в голову не пришло отказаться. Половина спасательной группы состояла из друзей отца, половина - из друзей сына. Все помогали, конечно, добровольно. Нам пришлось разделиться надвое: одни пошли через Тибет, другие через Бутан.
Примерно через месяц поисков мы нашли его тело. Об этом случае вышло две книги, одна была написана отцом погибшего альпиниста.
Продолжение следует...
Посол Израиля в Японии – Эли Коэн. Часть 2
-
Анатолий Каплан. Заколдованный художник. Ретроспектива в «Бейт Ави Хай» в Иерусалиме
1 9 января в Иерусалиме в культурном центре «Бейт Ави Хай» впервые в Израиле открывается ретроспектива работ советского еврейского…
-
Заснеженный Иерусалим
В четверг 26.01.2022 вечером снег начал падать и в Иерусалиме, ведь к нам таки добралась зимняя буря "Элпис", которая до этого хорошенько припорошила…
-
В поисках Рождества. Иерусалим
На Католическое Рождество по традиции отправились гулять по Иерусалимским ёлкам в компании с друзями. На этот раз начали прогулку от Яффских ворот…
- Post a new comment
- 8 comments
- Post a new comment
- 8 comments