Эли Бар-Яалом (Хатуль) (imenno) wrote in all_israel,
Эли Бар-Яалом (Хатуль)
imenno
all_israel

Categories:

"Судный День - это сказки для старших"?

Текст Торы (Вайикра /Левит/ 16:29-34) говорит, что Йом-Киппур призван "очистить" (летаhэр) от грехов посредством их "выкупа", или "покрытия" (киппур). Мы знаем, что слово, которое на русский условно переводится "чистый" (таhор), на самом деле означает "пригодный к священной работе" (см. "Маасэ-Решет", гл. Тазриа).

Итак, подход Торы - чисто практический. Наши грехи (ошибки, неверные поступки) мешают нам работать. В каком смысле - работать? Работа мужа с женой - совместное ведение семьи, совместная радость бытия, совместное развитие. Работа друзей - поддерживать друг друга, сопереживать друг другу, дополнять друг друга. Иногда "работа" может быть очень простая: ты попался на глаза знакомому, и ему от этого стало легче. Улыбнулся ли ты? Сказал пару слов? А может, смог воздержаться от лишних слов и просто промолчал? Определить, что правильнее - тоже работа.

А работа человека с Богом? Я работаю с Богом, если я выполняю своё жизненное предназначение. Если я определяю, что правильно для меня сейчас (читай: что хочет от меня Бог), и делаю это.

Те грехи, которые мы совершили по отношению друг к другу, мешают нам работать вместе; а те, которые мы совершили по отношению к Единому, мешают нам работать с Ним. Но ведь мы хотим работать, правда?

Для этого и существует Йом-Киппур.

Прощение - это не вздохи-охи: "что ты обо мне думаешь? Пожалуйста, не думай обо мне плохо!". Нет, прощение означает: "пусть всё, что было до сих пор, не мешает нам работать вместе".

В этот Йом-Киппур я прошу у всех своих родных, друзей, знакомых и читателей прощения. То есть - прошу о возможности работать вместе и дальше.

***

В этот день у нас есть шанс сформулировать перед Небом, каким мы хотим видеть ближайший год, что мы хотим сделать, чего добиться. И, если мы действительно хотим, Творец Вселенной даёт нам возможность.

В конце концов, основная наша проблема - мы зачастую не знаем, чего именно хотим. Как сказал замечательный Игорь Губерман:

Я про хандру свою молчу,
но думаю о ней:
когда бы знал, чего хочу,
хотел бы я сильней.

В этот день особенно ощущается наша взаимосвязь. В самом деле, а если мы досадили близкому человеку настолько, что он всеми силами пожелает, чтобы следующий год у него был без нас? Вспоминается рассказ Брэдбери: муж и жена бросили в воду бутылку с желанием, чтобы в мире остались они одни и их ребёнок. И на следующий день они проснулись в пустом мире. Дома, машины, магазины - всё было, всё стояло нетронутым. Не было людей. И они, трое последних людей на земном шаре, устроили пикник. К вечеру их ребёнок написал что-то на бумажке, запечатал в бутылку и бросил в воду. Чего он хотел? Возвращения людей? Или - чтобы исчезли и родители, а он остался один? Писатель ставит вопрос, но не даёт ответа.

Поэтому в этот день принято прощать всех, кто нас обидел. Не врагов наших, которые хотят нашей смерти: простить их было бы неискренне, глупо и нереально. Даже те, кто декларировал "любите врагов ваших", из года в год вели кровопролитные войны из-за смехотворных причин. Мы прощаем друзей - тех, кто действительно не заслужил нашего гнева. Тех, кто из-за случайной размолвки оказался по другую сторону стены.
Прощаем - и просим прощения.

И я прощаю, и прошу. В моём случае, наверное, самым тяжёлым проступком по отношению к близким являются невнимательность и необязательность, которые могут быть приняты за злонамеренность. Я верю, что этот горб можно исправить, не дожидаясь могилы; буду стараться искоренять свою невнимательность и бороться со своей необязательностью. Но пока вы, всё же, простите меня, пожалуйста.

И дай нам всем Единый сил и мудрости сделать мир чуть-чуть лучше - не поссорясь при этом. Пусть новый год действительно будет лучше старого - так, как мы этого хотим.
А как мы хотим?

***

...Но разве с высоты Божественного Престола, находящегося вне времён, есть разница - один день или другой? Тем более, что это вовсе не "престол" - просто стол, рабочий стол писателя, заваленный рукописями. Он может росчерком пера изменить нашу судьбу, может просто вычеркнуть персонажа из Книги - и как будто не было его никогда... Что Ему, великому и доброму сказочнику, сочиняющему нас, до праздников, которые мы отмечаем?

Но Его книга полна удивительных символов. И внутренняя логика Его повествования требует, чтобы раз в году повторялся такой необычный день: день, когда как будто всё замирает - и рождается снова.

Не все заметят, что что-то случилось: солнце не окрасится зелёным цветом, машины где-нибудь в Небраске или Гуаньчжоу будут продолжать шуршать по асфальту, торговки на базаре в Маниле или Дар-эс-Саламе будут кричать, расхваливая свой товар, на сценах в Москве и Париже будет продолжаться шоу, и прожектора не погаснут...

...Но что-то всё равно случится. Что-то родится в этот день. И на правах персонажа я прошу Тебя, Автор, Который не только читает мой блог, но и, собственно, пишет его за меня: пожалуйста, сделай, чтобы родилось что-то хорошее для нас.

Пусть наш рабочий договор длится и в следующие годы! Правильного поста тем, кто постится, и доброй подписи - всем нам! Гмар хатима това!
Tags: иудаизм, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments