Виктор Ольховский (ol_vik) wrote in all_israel,
Виктор Ольховский
ol_vik
all_israel

Category:

Неизвестный Хеврон

Воспроизвожу пост трехлетней давности.

В минувшую пятницу, 2 ноября, мне посчастливилось побывать на экскурсии «Неизвестный Хеврон». Экскурсия проходила накануне Шабата, вкоторый читают недельную главу Торы «Хаей Сара», этот Шабат также называют Шабат Хеврон, в память о событии, запечатленной в недельной главе. В ней рассказывается о том, как Авраам покупает в Хевроне пещеру и землю вокруг (Маарат аМахпела), чтобы похоронить там свою жену Сару.</span></font> 


Хеврон. Шмуэль Мушник
Накануне экскурсии я  погрузился  в интернет, в поисках информации о достопримечательностях Хеврона.
И нашел весьма интересный, на мой взгляд, очерк Александра Левина, одна из глав которого посвящена Хеврону.
Написанная легко, и интересно, она заслуживает того, чтобы хоть частично воспроизвести ее тут:
 
</font></div>

Хеврон

Говорят,что Израиль — это лакмусовая бумажка Земли. Происходящее с Израилем говорит о духовном состоянии всей нашей цивилизации. Внутри же самого Израиля аналогичной лакмусовой бумажкой являются святые места, прежде всего Иерусалим и Хеврон. То, что происходит в этих местах, как евреи к ним относятся, насколько ощущают их святость, готовы ли подняться на их защиту — всё это говорит о духовном состоянии еврейского народа.

Хеврон,названный в Торе также Кирьят Араба, — древнейшее еврейское поселение в Эрец Исраэль. Книга «Зоар» говорит, что Адам после изгнания из Ган Эдена (Рая) однажды проходил мимо и узнал в свете из пещеры свет Ган Эдена. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш мир с Ган Эденом, туннель, по которому поднимаются к Б–гу наши молитвы, а души попадают в Грядущий Мир после смерти тела. Поэтому завещал он своим детям похоронить его в этой пещере.

Придя из Харана в землю Канаан по слову Б–га, Авраам, наш праотец, разбилсвои шатры возле Хеврона. Здесь родился и жил его сын Ицхак. Сюда приходил к Аврааму Яаков, его внук. Мидраш рассказывает, что Авраам искал пещеру, в которой находятся ворота в Грядущий мир, потому что понимал её ценность и хотел приобрести для своих потомков. Обнаружив пещеру, он увидел в ней Адама и Хаву, спящими со свечами у изголовья, и почувствовал запах Ган Эдена. В Торе подробно описывается как Авраам купил землю с этой пещерой, чтобы похоронить в ней свою жену Сару. Taк эта пещера стала местом захоронения праотцев еврейского народа: Авраамa и Сары, Ицхакa и Ривки, Яааковa и Леи.

После выхода евреев из Египта и возвращения в Эрец Исраэль область Хеврона досталась колену Йегуды.

Царь Давид сделал Хеврон столицей своего государства, и только через семь лет, когда завоевал Иерушалаим, перенёс туда столицу.

 

Посвоему духовному и историческому значению для еврейского народа Пещера Праотцев в Хевроне важна ни менее Храмовой Горы в Иерусалиме. Многие говорили о схожести судеб Хеврона и Иерусалима, называли эти города сёстрами. Уже в наше время рабби Аарон Дов Гальперин (Аруц Шева) сказал, что «Хеврон — наш входной билет в Землю Израиля» и ещё «Если забыл Хеврон — то забудешь и Иерушалаим».

Неслучайно во всех войнах Добра и Зла вопрос о том, кому принадлежит и чьим наследием является Пещера Праотцев в Хевроне всегда был не менее горячим, чем вопрос о принадлежности и наследии Храмовой Горы в Иерусалиме.

Неслучайно наши враги, пытающиеся прервать и зачернить наши духовны еканалы связи со Вс–вышним, претендуют именно на Храмовую Гору и Пещеру Праотцев. 
                    

Рабби Авраам Азулай

Говоря о Пещере Праотцев (на иврите, Меарат аМахпела), как правило, мы имеем ввиду помещения, куда приходят для молитв, построенные над самими пещерами. Спуститься же в сами пещеры, где захоронены праотцы, довелось всего нескольким людям за всю историю Хеврона. Много таинственных и мистических историй рассказывают те, кто спускался в Пещеру Праотцев.Одна из них — история рабби Авраама Азулая.

В1643–м году султан Оттоманской империи путешествовал по своей империи.Приехал он и в Хеврон, и в пятницу пришёл вместе с другими мусульманами на молитву в Пещеру Праотцев. Расхаживая по залам усыпальницы в традиционной одежде султана, с золотым мечом отделанным бриллиантами и другими драгоценными металлами, зашёл Султан в зал Ицхака. А в зале Ицхака есть отверстие в полу возле стены отделяющей зал Ицхака от зала Авраама. Это отверстие — самое святое место во всём строении, так как ведёт в сами пещеры, где захоронены праотцы. Подошёл султан к этому месту, а дорогой меч выпал из ножен и провалился в отверстие. По приказу султана привязали верёвкой одного из его охранников и спустили вниз. Вдруг раздался страшный крик, охранника быстро подняли наверх и обнаружили его мёртвым. Спустили другого, потом одного за другим нескольких местных мусульман — всех поднимали наверх мёртвыми. Разозлился султан и решил отыграться на евреях, сказал, что вырежет всю еврейскую общину Хеврона, если в течение трёх дней евреи не достанут ему меч из пещеры. Евреи начали молиться и поститься, а когда бросили жребий кого же опускать в пещеру, жребий пал на старейшего в общине праведника, рабби Авраама Азулая, автора нескольких книг по Каббале,включая наиболее известную «Хесед ле’Авраам». Рабби Азулай совершил омовение в микве, одел белый саван, в который обычно заворачивают умерших, и просидел всю ночь со своими учениками, объясняя им тайны Каббалы от Авраама, отца нашего. После этого сказал ученикам молиться,чтобы защитить его от несчастий и пошёл к Меарат аМахпела. Когда спустили рабби Азулая в пещеру, он нашёл упавший меч и передал его евреям наверху, а потом сказал: «Пришло время посмотреть, что находитсяв пещере. Пошёл рабби Азулай вглубь пещеры и вдруг увидел человека. Испугался он и начал читать «Шма Исраэль», а потом спросил: «Кто ты?»«Я — Элиэзер, — ответил человек, — слуга Авраама. А как ты сюда попал?»Рассказал рабби Азулай о том, что произошло. «Подожди здесь, — сказалему Элиэзер, — я спрошу Авраама, Ицхака и Яакова можно ли тебе войти».Рабби Азулаю разрешили войти. Он вошел и, не успев поздороваться, упал в обморок от увиденного. Дали ему понюхать благовония и привели в чувство. И увидел рабби Азулай праотцев еврейского народа и понял, что находится в Ган Эден и не хотел уходить. «Зачем мне возвращаться? Я ужев годах, и вот нашёл своих праотцев, чего ещё мне желать?!» Сказали ему, что он должен вернуться обратно, но на следующий день душа его вернётся сюда.

Евреи с нетерпением ждали возвращения рабби Азулая, когда же наконец подняли его из пещеры на верёвках живого и невредимого, то радости их не было конца. Рассказал им рабби Азулай об увиденном, всю ночь сидел со своими учениками и посвящал их в тайны Каббалы. Потом погрузился в микву, одел белый саван, и до наступления рассвета, после чтения «Шма Исраэль» отошла душа его. И был у евреев плач великий по поводу кончины праведника.

(Из предисловия книги рабби Авраама Азулая «Ahava ve’ taanugim»)


 



Вел экскурсию Ицхак Фишелевич, молодой и симпатичный человек, живущий в Хевроне. Поражает не только его эрудиция, знание исторических фактов,но и его внимательное отношение к слушателям, готовность ответить налюбой вопрос. 


Ицхак Фишелевич

В самом начале экскурсии Ицхак принес извинения за внешний вид окон
автобуса(они были далеко не прозрачны), объяснив это тем, что окна двойные, из пуленепробиваемого пластика. И их замена стоит не очень дешево...

Первая наша остановка была возле дома, недавно купленного евреями, и названного ими "Бэйт аШалом" - "Дом мира".
В нем еще не завершены отделочные работы, почти во всех квартирах отсутствуют двери. 


В доме "Бэйт аШалом" продолжаются отделочные работы.


Монтаж сигнализации

Спросив у игравших в холле дома детей, где можно найти их родителей, поднимаемся по этажам. 
Вместо дверей в проемах  свисает плотная полиэтиленовая пленка.
Постучавшисьв которую, наш гид  вызвал молодую женщину, занимавшейся нехитрым домашним хозяйством. Извинившись за "вторжение",  Ицхак  передал ей скромные пожертвования, собранные туристами нашего экскурсионного автобуса.
В этом доме пока живут несколько семей. И находится этот дом в маленьком квартальчике, со всех сторон окруженным не очень доброжелательными арабскими соседями. И поэтому  здание находится под неусыпным контролем израильских солдат, несущих вахту на крыше дома, ина отдельных участках улиц Хеврона.  Предлагаю посмотреть замечательный репортаж   [info]ti_golts  о солдатах: http://ti-golts.livejournal.com/12548.html.

Следующая наша остановка - Маарат аМахпела - Пещера Праотцев. 


Маарат аМахпела


Маарат аМахпела - Пещера Праотцев


Могила Авраама. Молитва.


Здесь похоронена Сара.


Заэтой стеной, в арабской части Пещеры Праотцев, находится самый крупный зал с могилами Ицхака и Ривки. Урок Торы у ешиботников - учеников религиозной школы. 


Чтение главы Торы "Хаей Сара"

Находясь рядом с могилами Праотцев наших, не покидает ощущение нереальности всего происходящего. 


Над суетой людскою... В Маарат аМахпела.


Хеврон. Центр им. Гутника на площади перед Пещерой аМахпела.

«Центр Гутника» - культурный центр, предназначенный для проведения торжеств и общественных мероприятий.В нем размещаются информационный центр о еврейском Хевроне, магазин сувениров, буфет и банкетный зал.

Здание названо в честь еврейского миллионера из Австралии, раввина Йосефа–Ицхака Гутника, занимающегося благотворительностью, и внесшего значительные пожертвования на развитие еврейской жизни в Хевроне, и ремонт этого здания в частности.

Одна из достопримечательностей древнего Хеврона - раскопки в районе Тель Хеврон. Они вплотную прилегают к современному жилищу еврейских семей, либо находятся под жилыми домами.


Лестница, ведущая к городским воротам Хеврона. Ее возраст - 4500 лет.


Остатки городской стены. Относятся к периоду раннего бронзового века, 4500 лет назад.

 

Древнее зернохранилище. Его возраст - 3100 лет.


Раскопки жилого четырехкомнатного дома. Дом был построен 2700 лет назад.
 
Продолжение следует...
Tags: Хеврон, археология, история, иудаизм, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments