Эли Бар-Яалом (Хатуль) (imenno) wrote in all_israel,
Эли Бар-Яалом (Хатуль)
imenno
all_israel

На боевом посту: 9 ава

Сегодня вечером наступает один из самых важных дней поста и траура в еврейской традиции.

Поститься очень легко. Это как диета. А ещё нацепить скорбное выражение на морду лица - и готов. И - что самое важное - чувство глубокой удовлетворённости: ты - настоящий праведник. Ты - герой. Ты - мученик, практически велико-. Ты же постился!

Но сказал Бог устами пророка Йеша'ягу (гл.58): "разве таков пост, который Мне угоден - чтобы человек издевался над собой, повесил голову как ковыль, стелил себе мешок и пепел - неужто это называется днём поста и днём, угодным Единому?
Нет, вот что Я выбираю считать постом: когда люди разбивают оковы зла, расстёгивают ремни несправедливости; когда всех раздавленных [ею] отпускают на волю, а от всякой несправедливости избавляются".

Пост - это действие.

Зачем мы воздерживаемся от еды? Для того, чтобы помучаться? Нет, если мы - не мазохисты-профессионалы. Мы воздерживаемся от еды, чтобы помочь мирозданию. Но как мирозданию становится легче, если мы не едим целый день?

Ответ кроется в двух метафизических началах: хесед и гвура.

Напоминаю: хесед - всё, что течёт, гвура - всё, что оформляет поток. Вода в водопроводе - хесед, трубы - гвура. Пиво - хесед, бутылка - гвура. (Но на бутылочном заводе, где по конвейеру движутся тысячи бутылок, хеседом являются бутылки, а гвурой - стенки конвейера.

Любовь - хесед, а законный брак - гвура. Вообще законы, обычаи, обеты, обещания и клятвы - гвура для человеческих взаимоотношений и для жизни вообще.

Когда мы постимся, мы вырабатываем гвуру. Эту гвуру мы приносим в жертву ради исправления прорех в гвуре вокруг нас.

9-е ава - день, когда мы вспоминаем множество бед, случившихся с нами из-за плохо поставленной гвуры.

В этот день в 586 году до н.э. был разрушен Первый Храм. Почитаем историю еврейского государства и поймём, отчего это случилось. Вместо того, чтобы стать всемирным центром духовного развития, метрополией, мы вначале передрались между собой, а потом превратились в государство-сателлит - то Египта, то Вавилонии. Никакой лишней духовности у нас не наблюдалось, вместо Учения Единого - поклонение идолам и кумирам мирового сообщества. И, конечно же, на каком-то этапе мировому сообществу больше не нужно было такое государство. И его не стало.

В этот день в 70 году н.э. был разрушен Второй Храм. Кем? Римлянами. А как римляне попали на нашу землю? Завоевали её? Нет. Римлян пригласили евреи. А для чего? Чтобы прекратить кровопролитные братоубийственные разборки между царями-коэнами, потомками славных Хасмонеев. Продолжать незачем: ясно и так, не правда ли?

В этот день в 1492 году н.э. были изгнаны евреи из самой процветающей европейской страны - Испании. Евреи, в большой степени, сделали эту страну процветающей; Испания стала для них Иерусалимом. Наконец-то евреи расцвели в полной мере - врачи, математики, естествоиспытатели, философы, политики... на службе испанской короны. Основное требование - независимость, автономность - выполнено не было. А без независимости мы не можем стать духовной метрополией: кто платит деньги, тот заказывает музыку.

В этот день в 2005 году н.э. был разрушен - руками еврейских солдат - Гуш Катиф, цветущий еврейский округ на исторически еврейской земле. Теперь там плацдарм для террористов, и говорить об этом пять лет спустя больно - может, не менее больно, чем о Храме, а может (страшно признаться), и больнее. Но надо. Потому что это преступление продолжает целую вереницу преступлений правящей олигархии Израиля против народа Израиля. Большая часть израильтян даже не знает о них, потому что система образования в нашей стране за последние двадцать лет разрушена похуже Храма - даже западной стены не осталось. Два года назад из школьного материала к госэкзамену по истории был исключён Жаботинский и подпольные организации ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ. В программе экзаменов на этот год (2010) они упоминаются только как фракция, нетерпимая к арабам. Теперь школьники будут знать, что Израиль строили солдатики Бен-Гуриона во главе с доблестным Ицхаком Рабиным.

...Легко поститься. Легко горевать. Легко говорить: оставьте меня в покое, мне грустно.

А можно в день поста ощущать, что ты работаешь; что ты на боевом посту. Что твоё воздержание от еды становится кирпичом, который ляжет в разрушенную стену духовного единства евреев, чтобы помочь восстановить её. Да, это метафизическое, нематериальное воздействие. Но начиная с метафизики, мы приходим к физике. Начиная с этого поста, мы можем с новыми силами начать вполне материальную борьбу против невежества и тупости, борьбу за человеческие души. Чем больше душ будет спасено от отупения, чем больше голов начнут думать, тем длиннее наше будущее.
Tags: история, иудаизм, праздники
Subscribe

  • "Есть у меня ханукия"

    Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее…

  • Звезда Давида

    Маген Давид, так называемый “щит Давида” – шестиконечная звезда, гексаграмма, украшает древние книги и предметы еврейского ритуала.…

  • Иерусалимские мечтатели.

    Эрец-Исраэль ака Палестина самого начала 20 века... Глухие задворки Османской империи. Пустоши и малярийные болота, средневековые фелахи, почти…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • "Есть у меня ханукия"

    Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее…

  • Звезда Давида

    Маген Давид, так называемый “щит Давида” – шестиконечная звезда, гексаграмма, украшает древние книги и предметы еврейского ритуала.…

  • Иерусалимские мечтатели.

    Эрец-Исраэль ака Палестина самого начала 20 века... Глухие задворки Османской империи. Пустоши и малярийные болота, средневековые фелахи, почти…