arktal (arktal) wrote in all_israel,
arktal
arktal
all_israel

Category:

ГОРА АРБЕЛЬ и около

70.58 КБ
"Эти пещеры, находясь в отлогих горах, были неприступны ни с какой стороны; только очень узкие, извилистые тропинки вели вверх к ним, а скалы, на которых находились их отверстия, отвесно ниспадали вниз в зияющие пропасти..."
[И.Флавий, "Иудейская война"]


1. Место

На западном берегу Тивериадского озера (или, в русской традиции - Галилейское море, Генисаретское оз., а на иврите - Киннерет) севернее г. Тверия поднимается почти на 400м над простирающейся внизу долиной гора Арбель (высота горы – 181м над уровнем моря, озеро - около 200м ниже уровня моря, вместе, почти 400м). Весь северный склон горы изрыт пещерами (~ 120 пещер), большая часть которых естественного происхождения. На протяжении веков люди пользовались ими, приспосабливая для своих нужд. Есть пещеры, в которых сохранились следы штукатурки, которой обмазывали стены, чтобы не было утечки воды. Здесь, очевидно, были водосборники. Как минимум в трех пещерах есть ступеньки, которые обычно делали в микве – помещениях для особого омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты в иудаизме.

Некоторые пещеры обнесены неким подобием крепостной стены – история сохранила память о кровавых столкновениях на этой отвесной стенке.

Так, ещё в 40г до н.э. будущий еврейский царь Ирод Великий, подавляя сопротивление местного населения, поднявших восстание против римлян, использовал довольно эффективный метод уничтожения спрятавшихся в пещерах повстанцев.

Вот как описывает это его современник историк Иосиф Флавий:

"Эти пещеры, находясь в отлогих горах, были неприступны ни с какой стороны; только очень узкие, извилистые тропинки вели вверх к ним, а скалы, на которых находились их отверстия, отвесно ниспадали вниз в зияющие пропасти. Эта недоступная местность делала царя долгое время беспомощным. Но, наконец, он придумал чрезвычайно действенное средство. Он приказал сильнейших своих воинов опускать вниз в ящиках на канатах для того, чтобы они могли проникать в отверстия, здесь они рубили разбойников вместе с их семействами и бросали пылающие головни в тех, которые сопротивлялись. Охотно Ирод захватил бы в свои руки некоторых из них живыми, он с этой целью предложил им через герольда самим выйти к нему, но никто не сдавался добровольно и даже из побежденных многие предпочитали смерть плену. Один старик, отец семерых детей, следующим образом убил последних вместе с их матерью за то, что они, доверяясь царским обещаниям, упрашивали его выйти из пещеры. Он стал у входа пещеры, приказал им выходить по одиночке и заколол каждого отдельно появлявшегося сына. Ирод, потрясенный этой сценой, за которой он издали наблюдал, простирал свою правую руку к старику и умолял его пощадить своих собственных детей. Но старик и слышать его не хотел: резкой бранью он напомнил Ироду о его низком происхождении, умертвил еще свою жену над трупами детей и, швырнув их вниз по отвесной стене, сам вслед за ними бросился в бездну. ["Иудейская война", кн. I, гл.16:4]


Сегодня, после благоустройства местности Израильским управлением национальных парков, превратившего гору в Национальный заповедник, трудно представить себе "зияющие пропасти", о которых писал И.Флавий. Вот, например, впечатление от посещения этих мест израильтянки, ЖЖ-юзера irenase в 2009 году:
87.38 КБ
"На самом деле это тот случай, когда вполне можно применить пословицу "у страха глаза велики". Читая многочисленные отчеты и разглядывая выставленные в и-нете фоты, я все больше убеждалась в том, что маршрут будет если не непреодолимым, то достаточно сложным. На деле "черт оказался не таким страшным, как его малюют". Ну скобы, ну пришлось в некоторых местах спускаться при помощи пятой точки. Но все было вполне в пределах разумного. И даже проще, чем в некоторых других случаях. Весь маршрут занял у нас чуть больше двух часов. Красивые виды и прикосновение к истории - это то, за чем мы отправились на этот маршрут".

Спуск в пещеры (фотоirenase)

Однако кроме захватывающих дух видов на озеро Кинерет, на напротив стоящую гору Нитай (300м над уровнем Кинерета), названную так по имени хахама ( талмудическое название знатока Закона) Нитая из Арбеля, на деревушки в долине (одна из них, Мигдаль, - родина библейской Марии Магдалины) и дальше на север вплоть до горы Хермон, есть в окрестности ещё несколько достопримечательностей, которые стОит посмотреть.

Чуть северо-западнее современного поселка Арбель (см. ниже "Карта №4"), названного так по имени поселения, которое было здесь ещё в библейские времена, около автомобильной стоянки есть указатель к развалинам древней синагоги (II – IV в н.э.) и жилых помещений вокруг. Здесь, вероятно, проходила когда-то важная дорога, которая вела из Сирии (Дамаск) внутрь страны и дальше к Via Maris ("Приморская дорога"), связывавшей со времён фараонов и ранних цивилизаций (на протяжении 5000 лет) основные средиземноморские портовые города этого региона.

После разрушения Второго Храма , когда его жрецы ушли в Галилею в поисках места жительства и средств существования, поселилось здесь семейство Ишуа (ישוע) – девятое из 24 "чередов" ( иврит. – "мишмарот"), выполнявших в течение 2-х недель в году жреческие функции в Иерусалимском храме. Арбель было известно также как место, где ткали льняное полотно.85.09 КБ Археологи нашли здесь каменные корыта, которые могли служить для замачивания стеблей льна.

Развалины синагоги на горе Арбель (фото автора)

Однако главная достопримечательность этого места – сохранившиеся остатки синагоги и характерные для её архитектуры двойные колоны в форме сердца, которые служили угловыми опорами перекрытия. Наличие таких колон однозначно указывает на тип и назначение здания, которое здесь стояло. На площадке можно найти рисунок – реконструкцию этого здания.

Если на развилке у входа в поселок Кфар Зеитим (что можно перевести как "Масличная деревня"), повернуть на запад, дорога приведет к одной из главных святынь друзов – могиле пророка Итро, он же – пророк (наби – араб.) Шуэйб, он же – Рагуил, он же – Иофор и т.д., и он же – священник Мадиамского племени, на дочери которого, Ципоре женился Моисей.

Арабоязычная этническая народность друзов не очень многочисленна и потому малоизвестна среди других ответвлений ислама. Друзы появились впервые в XIв в среде исмаилитов Египта. Подробнее можно почитать в Википедии. В рамках этой статьи замечу, что их религия известна только в самых общих чертах и до настоящего времени держится её адептами в строжайшем секрете. Одним из основных символов друзской веры является убеждение в преемственности поколений путем переселения душ, что полностью исключает возможность перехода друза в другую религию или принятие друзской веры посторонним. Естественно, что и количество друзов по их мнению во все века остается неизменным. Понятно также, что и легенды, связанные с друзскими святыми, чаще всего не имеют 85.10 КБ каких-либо письменных источников, и рассказы о прошлом далеко не всегда совпадают.

Святилище Наби Шуэйб.
(фото Al Israel)

История святилища Наби Шуэйб, которого друзы называют также Итро, связана с другим героем этих мест – арабским полководцем Салах ад-Дином (Саладин в русской традиции). Рассказывают, что перед очень ответственной битвой явился ему во сне ангел и обещал победу, если тот выполнит одну его просьбу: поскачет на своем коне на Запад и на том месте, где конь остановится, найдет могилу пророка. Всё, конечно, так и случилось. Салах ад-Дин победил, а друзы нашли там след ступни своего пророка (этот след показывают посетителям) и построили на этом месте святилище. Рядом с могилой пророка есть комната, в которой показывают могилу его дочери Ципоры, жены Моисея.

Рядом с могилой Наби Шуэйб есть ещё одна достопримечательность, историчность которой совершенно бесспорна, а важность трудно переоценить. На поле у подножья двуглавой возвышенности "Рога Хаттина" (иврит. - "Карней Хитин") в 1187г состоялась решающая битва крестоносцев с арабами: армия Латинского королевства в Иерусалиме во главе с королем Ги де Лузиньяном сражалась против войска сарацинов, как называли христианские писатели арабов Средневековья. Арабское войско возглавлял Салах ад-Дин, первый султан из династии Айюбидов, сумевший к тому времени завоевать Египет, Сирию и Месопотамию, и вплотную подойти к христианскому королевству.

67.59 КБ 3 июля 1187г. Думаю, что и 800 лет назад в июле на земле Израиля было не менее жарко, чем теперь. Ранним утром армия крестоносцев выступила из лагеря в Сефурии (Ципори).

Средневековый рыцарь. (фото Medieval Knights)

Разные источники по-разному оценивают численность этой армии. Скорее всего, было порядка полторы тысячи конных рыцарей и 4000 оруженосцев. Рыцари, естественно, - в полном рыцарском облачении: а это порядка 20-25 кг всякого железа, которое быстро и хорошо нагревается, и, в отличие от узбекских ватных халатов, в 30-градусную жару никак не облегчает участь заключенного в этот панцирь. К ним следует добавить ещё порядка 20 тысяч пехоты. В некоторых источниках говорится и о 50-тысячной армии!

Войско направлялось на Тивериаду (Тверию), которую незадолго до этого захватил Салах ад-Дин, не сумев овладеть только крепостью, где находилась Эсшива, супруга графа Раймонда. Из Ципори до Тверии 20–25 км, но по дороге нет ни одного источника, где армия смогла бы утолить жажду. Граф Раймонд, сеньор Тивериадских земель, был хорошо осведомлен об этом, и на совете у короля Ги де Лузиньяна всячески настаивал отказаться от этой атаки. Он говорил, что городу уже ничем не поможешь. "Если падет одна крепость, это полбеды, но если погибнет все войско, христианскому Востоку придет конец".["История крестовых походов", М., 1998г] Интриги и взаимная неприязнь графа Раймонда и людей, имевших влияние на короля, убедили Ги де Лузиньяна идти в Тибериаду.

Не успели крестоносцы выступить в поход, как начались беспрерывные изматывающие атаки мусульманской кавалерии. Быстро наскакивая, осыпая христиан стрелами, и столь же быстро отступая, арабские всадники не давали втянуть себя в ближний бой, нанося противнику немалые потери. Вдобавок крестоносное войско испытывало жажду, утолить которую не было никакой возможности.

К концу дня, в нескольких часах от Тивериады на старой римской дороге, следы которой можно различить и теперь, (северо-восточнее сегодняшнего перекрестка "Цомет Голани") армия остановилась на привал. Наступившая ночь не принесла облегчения, поскольку, как пишет современник-хронист, «ни человек, ни животное не могли достать себе питья». 89.19 КБ Ближайший источник был - либо Тивериадское озеро, либо Хаттинский ручей у подножья холмов "Рога Хаттина" (родник у святилища Наби Шуэйб). Но и там, и там была конница Салах ад-Дина, и вылазка туда не предвещала ничего хорошего.

Гюстав Доре. Битва при Хаттине.

Утром 4 июля 1187г армия крестоносцев вышла по направлению к Хаттинскому ручью, но до воды они не дошли. Как только армия снялась с лагеря, Салах ад-Дин приказал поджечь сухую траву и кустарник, покрывавшие всю равнину. Удушливый дым проникал в легкие и без того заполненные пылью и горячим воздухом. Когда перебежчики доложили Салах ад-Дину о бедственном положении крестоносцев, султан приказал начать наступление. На поле между поселком Лубия (лесистый холм на юго-восточном углу перекрестка "Цомет Голани") и возвышенностью "Карней Хитин" войска сошлись. По словам хрониста "стройные ряды христианского рыцарства походили на движущиеся горы или волны бушующего моря". Но это продолжалось не долго. "Тщетно бились христиане до послеполудня, - продолжает тот же хронист, - но глубоко истощенные, они прекратили битву".

В битве, длившейся семь часов, погибло около 17 тыс. человек. Король Ги де Лузиньян, его брат Амори и многие другие попали в плен. В этой битве была также потеряна одна из главных христианских реликвий – Крест Господен.

Двуглавый холм "Рога Хаттина" связан с другим, не менее важным событием. Согласно византийской традиции, которой придерживается и греческая ортодоксальная (православная) церковь, здесь состоялась знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа – "квинтэссенция этических норм христианства" [З.Косидовский, "Сказания Евангелистов"]. Сюда приезжают паломники, хотя место с точки зрения туризма не отличается особой привлекательностью. Как и многие другие святые места, для Нагорной проповеди есть другая традиция. Люди, посетившие Израиль, но мало знакомые с историей христианства, однозначно связывают Нагорную проповедь с Горой Блаженства на северном берегу Кинерета. Там - благоустроенные удобные подъезды и много достопримечательностей на сравнительно небольшой прибрежной полосе - от Табхи до Капернаума. В замечательной церкви Антонио Барлуцци на горе Блаженства всегда толпится народ. "Карней Хитин" – в стороне от главных дорог и посетителей здесь немного. Туриста, приехавшего за 2-3 дня увидеть "весь Израиль", здесь вряд ли встретишь.

Продолжение
© Ark.Tal
Tags: Кинерет, археология, история
Subscribe

  • Звезда Давида

    Маген Давид, так называемый “щит Давида” – шестиконечная звезда, гексаграмма, украшает древние книги и предметы еврейского ритуала.…

  • Иерусалимские мечтатели.

    Эрец-Исраэль ака Палестина самого начала 20 века... Глухие задворки Османской империи. Пустоши и малярийные болота, средневековые фелахи, почти…

  • "Фюрер дарит евреям город"

    В октябре 1944г. представители Международного красного креста посетили гетто Терезиен. В 1944г. в мире было уже многое известно о том, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Звезда Давида

    Маген Давид, так называемый “щит Давида” – шестиконечная звезда, гексаграмма, украшает древние книги и предметы еврейского ритуала.…

  • Иерусалимские мечтатели.

    Эрец-Исраэль ака Палестина самого начала 20 века... Глухие задворки Османской империи. Пустоши и малярийные болота, средневековые фелахи, почти…

  • "Фюрер дарит евреям город"

    В октябре 1944г. представители Международного красного креста посетили гетто Терезиен. В 1944г. в мире было уже многое известно о том, что…